Киеву не победить: отрезвляющий расклад от немецкого генерала
На неделе у немецких властей возник дополнительный повод заявить о росте антисемитизма в Германии. 9 ноября – годовщина "Хрустальной ночи", еврейских погромов 1938 года. Синагогу на Брунненштрассе, где проходили памятные мероприятия, охраняли сотни полицейских и снайперы.
"Любая форма антисемитизма отравляет наше общество, как это делают сейчас исламистские демонстрации и митинги. Мы не терпим антисемитизм нигде", – заявил Олаф Шольц, канцлер Германии.
Антисемитизм – понятно, но как на счет других форм ксенофобии? Про некоторые сейчас вообще ничего не слышно.
Вообще, в Германии широкое преподавание истории Второй мировой сведено к Холокосту. Уничтожение евреев – это преступление. Про остальное говорить как-то не принято. До такой степени, что может сложиться впечатление, что с планами нацистов истребить десятки миллионов славян все в порядке.
Отсюда нежелание или неспособность беспристрастно оценивать то, что происходит в Газе, причем чем дальше, тем больше это становится именно немецким политическим феноменом, потому что остальные в Европе вынуждены давать вполне трезвые оценки, – бояться окончательно испортить отношения с Глобальным Югом, без лояльности и ресурсов которого им будет тяжко жить в новом мире.
На арене вновь президент Франции Макрон с чудесами эквилибристики: он поддержал субботний марш против антисемитизма в Париже, но сам на него не пошел – отправил премьер-министра. А еще на неделе усиленно строил из себя миротворца – собрал конференцию с участием представителей палестинской автономии и генсека ООН.
"Мы должны вернуть себе инициативу и найти в себе силы, чтобы, наконец, перейти к решению проблемы двух государств, когда Израиль и Палестина будут жить бок о бок в мире и безопасности. Прежде всего давайте продемонстрируем, что создание палестинского государства служит безопасности Израиля", – сказал Макрон.
В западной прессе высказывают скептицизм относительно результативности такого рода международных конференций, тем не менее Киев, где привыкли к тому, что европейцы водят свои политические хороводы исключительно вокруг Украины, взревновали так, что Зеленский передумал ехать в Израиль. Три недели он выпрашивал у Тель-Авива добро на "визит солидарности", но внезапно до него, видимо, дошло, что своим появлением в Израиле он, наоборот, подчеркнет приоритет ближневосточного кризиса. В любом случае в ближайшее время Зеленскому и его "формуле мира" мало что светит даже в плане просто поговорить.
Вот как на эту тему пишет WSJ: "Украина хотела в ближайшие месяцы организовать международный саммит с участием стран Глобального Юга нейтральных в войне РФ с Украиной, чтобы склонить их на свою сторону и убедить их поддержать "формулу мира Зеленского", которая предусматривает вывод всех российских войск с территории Украины. Но авиаудары Израиля по сектору Газа и позиция Запада, который остался на стороне Израиля, вызвали в его адрес обвинения в лицемерии и нежелание развивающихся стран с ним сотрудничать. Таким образом, попытки Украины организовать глобальный саммит на данный момент не увенчались успехом".
Чтобы Зеленскому, которого пинают со всех сторон, было чем поддержать мораль населения, Еврокомиссия на неделе пришла к заключению, что по теме о вступлении Украины в ЕС есть предмет для разговора. Впрочем, мало кто сомневался, что от Урсулы фон дер Ляйен можно ожидать всякой глупости. Вроде того, что Киев выполнил 90% домашней работы по соответствию критериям ЕС.
"Прошло 10 лет, как начались протесты на Майдане, где в людей стреляли, потому что они заворачивались в европейский флаг. И вот 10 лет спустя – исторический день, потому что комиссия рекомендовала совету начать переговоры с Украиной о вступлении в ЕС", – заявила Урсула фон дер Ляйен.
Рекомендовала – и ладно, тут ведь понятно: Урсула фон дер Ляйен зарабатывает очки перед Вашингтоном, где в ближайшие месяцы будут определяться, кого они хотят видеть во главе комиссии после выборов в Европарламент в следующем году.
Причем она ничем не рискует: во-первых, переговоры – это процесс на многие годы, а во-вторых, совсем не факт, что они вообще начнутся. И Урсула как бы ни при чем, она свою миссию выполнила, если что, все вопросы к другим, например, к полякам, которые требуют прежде, чем начинать консультации, допустить экспертов к местам массовых захоронений жертв Волынской резни.
"Я скажу нашу позицию. По моему мнению, без решения этого вопроса – и многие украинцы это уже тоже осознают – Украине нечего мечтать о вступлении в Европейский союз", – отметил замминистра иностранных дел Польши Павел Яблонский.
На хорошую новость от Урсулы фон дер Ляйен в Киев тут же кучно прилетели плохие. Западная пресса начала загибать пальцы, что у Украины не так, как в Европе: политические репрессии, отсутствие свободных медиа и независимых судов, коррупция, притеснения национальных меньшинств, в конце концов военное положение.
Для Киева вступление в ЕС – как разгон до скорости света: до 90% от нее в теории разогнаться возможно, а вот до ста – уже нет.
"Рекомендация Еврокомиссии начать с Украиной, Грузией и Молдавией переговоры о вступлении в ЕС имеет символический характер и мотивирована геополитикой. Но на пути в ЕС символизма недостаточно. В процессе присоединения необходимо реально выполнить конкретные требования, касающиеся функционирования демократических институтов и системы правосудия. В противном случае расширение будет иметь фатальные политические последствия для будущих членов и гораздо больше для самого ЕС", – пишет FAZ.
Препятствий на пути к Евросоюзу у Украины много. Одно из них – Венгрия. Премьер Орбан явно не пришел в восторг от новостей из Брюсселя. И на декабрьском саммите "ЕС – Украина" заранее может готовиться к очередному щелчку по носу.
"Если мы говорим о членстве Украины в Евросоюзе, войне между Украиной и Россией, то принимаются всевозможные плохие решения. Руководство в Брюсселе сегодня действует от имени глобалистской элиты, поэтому это не наши люди. Когда мы видим брюссельских бюрократов в новостях, венгерская общественность не должна думать, что это мы их туда поставили и они служат нашим интересам. Эти люди делают не то, что мы от них хотим. Они не делают того, чего хотят венгры, но они не делают и того, чего хотят жители Европы в целом", – считает Орбан.
Возможно, на перспективу принятия Украины в ЕС сами европейцы смотрели бы более благосклонно, если бы Киев отрабатывал деньги, которые в самой разной форме они в него вбухивают. Бессмысленные траты. На неделе в Интернете появилась интервью Харальда Куята – бывшего генерального инспектора Бундесвера. В России эта должность соответствует посту начальника Генерального штаба.
"Соединенные Штаты не смогут выиграть эту войну, потому что они не смогут достигнуть тех политических целей, ради которых они поддерживают эту войну, а именно – ослабление российских Вооруженных сил, ослабление России в целом – политически, экономически. Российская армия – сильнейшая армия в мире, нет речи об ослаблении и здесь. Российские вооруженные силы явно сильнее, чем они были до начала войны. Существенно сильнее. Речь идет о современной боеспособной армии", – уверен Куят.
В США явно провальную антироссийскую стратегию теперь оправдывают тем, что это якобы двигает реальный сектор американской экономики, но у Европы нет даже такого странного аргумента. Все – в минус.
FAZ пишет, что пора перестать надеяться на чудо: "Контрнаступление провалилось. Разочарование украинцев, которым постоянно рассказывают об успехах киевской армии в местных СМИ, понятно. Однако создается впечатление, что и на Западе многие стали жертвами собственной пропаганды. Расхождение между устремлениями и реальностью остается особенно большим в Европе. Когда Анналена Бербок говорит в Киеве о том, что ЕС скоро протянется от Лиссабона до Луганска, она, похоже, надеется на чудо. Но если Запад действительно хочет, чтобы Украина освободила всю свою территорию, ему нужна решимость и долгосрочная стратегия".
С долгосрочной стратегией у Европы не складывается. До сих пор она была основана на сказках Зеленского о том, что ВСУ стоит только начать наступление и они пулей долетят до Азовского моря и Крыма, и обстоятельства продиктуют России необходимость принимать киевские условия мира. К провалу никто не готовился. Теперь главком Залужный пытается убедить всех в том, что стратегический тупик, в котором оказались ВСУ, распространяется и на российскую армию.
Но на самом деле то, что делают русские, называется по-другому. "Российские Вооруженные силы перешли к стратегической обороне. Их цель не удерживать территории любой ценой, а уничтожать украинские Вооруженные силы. Это основное правило Клаузевица: обезоружишь врага — и тогда все остальное случится практически само по себе. Украинских Вооруженные силы находятся в крайне критическом состоянии. То, что мы видим в настоящий момент, – это стычки с противником, это больше не контрнаступление. Контрнаступление провалилось. Стоит очень ясно это проговорить", – подчеркнул Харальд Куят.
В то время как российская армия наращивает боевые возможности, украинское войско, наоборот, теряет боеспособность. И в перспективе нескольких лет Европа не сможет удовлетворить его аппетиты.
"Политики и военные считают, что Германия не в состоянии увеличить военную помощь Украине. В ЕС ощущается усталость от войны. Критикам вступления Украины в ЕС внутри Германии не стоит беспокоиться. До этого еще далеко, как было показано на этой неделе в Брюсселе, если это вообще произойдет. Что же качается вступления Украины в НАТО, то для этого потребуется от Украины даже больше, чем для выступления в ЕС, и это возможно только после окончания войны с Россией. Но никто не знает, что останется от Украины к этому моменту", – считает Spiegel.
Bloomberg со ссылкой на Европейскую службу внешних связей пишет, что до марта следующего года ЕС не сможет поставить Киеву 1 миллион снарядов 155-го калибра, несмотря на ранее данные обещания. А без постоянного снабжения со стороны Украина долго не продержится. Причем русские до сих пор не использовали собственное превосходство в дальнобойных средствах поражения, для ударов по инфраструктуре, обеспечивающей связь правобережной Украины с левобережной.
"Существует еще один фактор неопределенности. Днепр – большая и широкая водная преграда, в некоторых местах он – несколько километров в ширину. Украинские Вооруженные силы пытались неоднократно в ходе последних недель пересечь эту реку, но им это не удалось. Но русские не уничтожили два десятка мостов, позволяющих перейти эту реку в районах боевых действий. Возможно, русские могли бы перейти реку по мостам, чтобы захватить всю Украину", – рассуждает Куят.
С какой целью русские не бомбят мосты через Днепр – это серьезная головоломка для западных военных экспертов. Но у русского Генштаба должны быть свои секреты. С другой стороны, это и завтра, и послезавтра не поздно сделать – со стратегической точки зрения, у России время есть, а вот Киев все время в состоянии цейтнота. Конкретно сейчас по снарядам и по живым деньгам. До конца года Европа должна найти где-то хотя бы четверть от тех 50 миллиардов долларов бюджетной поддержки, которые обещаны Киеву.
Должна, но ведь есть Виктор Орбан, который считает, что не должна: "Мы помогаем там, где можем и где есть потребность. Но финансирование украинского государства, чтобы оно использовало наши деньги для покупки оружия, будет иметь очень серьезные последствия для Венгрии. Последствия, которые были бы равносильны экономическому банкротству. Я на это не соглашусь, и пока у нас не будет национального правительства, этого не произойдет".
В Европе пытаются найти способ обойти вето Венгрии по финансированию Украины. Bloomberg пишет, что этим способом может стать привлечение средств с рынков кредитования под национальные гарантии европейских государств. Иными словами, занять деньги для Киева, отдавая себе отчет, что он не сможет обслуживать даже проценты по этим кредитам и уж тем более никогда не погасит их тело. Так что в должниках будет ходить сама Европа.
"У нас много проблем. И сейчас мы сталкиваемся с двумя вызовами: в первую очередь на Украине, где скорой победы над Россией не ожидается. Страны ЕС должны политически желать продолжать поддерживать Украину и компенсировать помощь США, которая, вероятно, сократится", – отметил глава евродипломатии Жозеп Боррель.
Вот неожиданность: не кто иной, как Боррель – шеф евродипломтаии, был первым из крупных европейских чиновников, кто в прошлом году заявил о необходимости победить Россию на поле боя, а теперь победы не ожидается. На уточнение Борреля – "скорой победы" – можно не обращать внимания, потому что именно на "скорую" и был весь расчет. А теперь этот господин полностью переключился на выполнение своей главной функции – вашингтонского лоббиста, который в кризисной ситуации перекладывает основное бремя противостояния Запада с Россией на Европу.
"Война могла закончиться примерно через 6 недель после начала. В Стамбуле прошли интенсивные переговоры, инициированные президентом Турции. Сторонам удалось достичь, на мой взгляд, хороших результатов для Украины. 9 апреля Джонсон приезжал в Киев для того, чтобы предотвратить подписание. Мирный договор не был подписан под давлением коллективного Запада, а именно под давлением некоторых стран НАТО во главе с США", – сказал Харальд Куят.
У США, конечно, был свой план B на случай, если украинский кризис будет развиваться не по их правилам. Неприятная новость для Европы, что в этом плане, наряду с Украиной, ей тоже отводилась роль расходного материала. И не похоже, что ей удастся избежать этой участи. Особенно в сценарии затяжного конфликта.
Если раньше очень часто можно было слышать, что поддержка Киева необходима для победы над Россией, то постепенно все начинает концентрироваться на том, что отсутствие такой поддержки приведет к немедленному поражению Украины. И надо продолжать накачивать ее деньгами и оружием, что она продержалась как можно дольше. А это означает одно: на Западе теряют надежду на богатые трофеи, за счет которых можно было себе все компенсировать, не слишком дальновидно оттягивая момент, когда им просто придется смириться с потерями.