"Жёсткие склейки" – персональная выставка Ростислава Лебедева в Музее современного искусства
До сих пор можно столкнуться с путаницей в том, как люди понимают, что такое соц-арт. Что за направление в искусстве? Означает социальное искусство или социалистическое искусство? Родилось в эпоху развитого социализма как реакция на его идеалы, а изучало состояние социума, общества, в сознание которого эти идеалы внедрялись. В общем, и то и другое. Социализм канул. Социум остался, переродился немного, но продолжал тащить за собой прежнее знание и прежний опыт. Тащит до сих пор.
Это позволяет ряду современных художников не изменять своим прежним приемам, манерам и методам. Один из самых неколебимых в этом отношении художников – Ростислав Лебедев. В соц-арте с начала семидесятых. Обогатил его смежными приемами и методами, характерными для поп-арта, одного из порождений "загнивающего Запада", они удивительным образом прижились в отечественном искусстве – советском и, разумеется, постсоветском, псевдокапиталистическом. Он, можно сказать, автор гибрида – соц-кап-арта. Может, поэтому его персональной выставке в столичном Музее современного искусства дали название "Жёсткие склейки".
На этой выставке в памяти всплывает название иной экспозиции – "Бывают странные сближения". Самые знаменитые "решетки" Мондриана превратились в геометрический орнамент больничного одеяла. Велосипедному колесу Дюшана противопоставлен надломанный, изогнутый обруч от аварийного колеса. Красный квадрат "Малевича" здесь обрамлен шлагбаумом, превращая супрематический "полет" в бесконечность – в подобие знака "Стоп". Все это то ли своеобразные рифмы с мировой культурой, то ли пародия на нее, но, точнее всего, диалог с ней. Ростислав Лебедев, что называется, "компанейский художник" – из всех углов сыплются реплики, художник превращает их не в цитаты – рикошет.
"Эта работа – диалог с Булатовым. Помню, у него висела работа "Входа нет". Я смотрел, смотрел, думаю: "Как же так: входа нет?! Выхода нет!". И сделал вот такую работу. Один из классиков поп-арта Том Вессельман сказал: все, что меня окружает, – это мой пейзаж, это моя натура, с которой я работаю. Я подумал, что музейное искусство тоже такая же натура, как березка, трава или облачка", – рассказал художник Ростислав Лебедев.
Старинные музейные картины и классика мирового авангарда, анонимные дилетантские поделки и изделия промыслов, плакаты, открытки, папиросные этикетки, геральдические знаки и символы – в ход идет всё. Работа художника начинается с "порчи оригинала". Избранное чужое изображение фрагментируется, от него отрезается часть. И чем более известен исходник, тем менее подробен фрагмент. От "Трех богатырей" Васнецова, к примеру, остался лишь абрис фигур, но и этого минимума зрителю достаточно для опознания картины. Лебедев предпочитает "жесткие склейки" – острый диссонанс изображений, резкий переход от одного знака к другому. По мнению художника, именно такая интервенция способна высечь новые, свежие смыслы из общеизвестных образов.
"Вы смотрите на "Всадницу" Брюллова, и у вас сразу возникает некий образ картины из Третьяковской галереи и что-то с ней связанное. Тут же вы видите "дискобола", которого я взял с советского плаката, но я его трансформировал в стиле модерн. Вот, видите, у вас три точки соприкосновения с картиной возникли, ну а остальные могут возникнуть в процессе раздумий над ней", – пояснил Ростислав Лебедев.
Лебедев – один из основателей соц-арта, пересадивших сладостный заграничный поп-арт на почву советской идеологии. Он не входит в число звезд, как Комар и Меламид, не ощущается в статусе классика, как Орлов или Соков. Но он один из самых последовательных художников направления – и не столько соц-арта, сколько поп-арта. Все его творчество связано с этим стилем, отражает разные его стадии, принципы и темы. И все это представлено на выставке. Девять залов экспозиции, каждый из которых обращен к определенному художественному средству Лебедева. Среди них, например, добавление картинки, текста, объема, а завершает все экспрессивный жест.
Размеренно, обстоятельно, аккуратно он пишет пейзажи, затем вдруг взрывается, хватает широкую кисть и зачеркивает все черной краской. Это очередная манипуляция с исходником картины или некий протест? "После постмодернизма остается только кричать" – утверждение Осмоловского, ведущего художника-теоретика нового искусства, как нельзя лучше подходит к картинам-жестам Ростислава Лебедева. Парадоксальное возвращение бойкой живой кисти.