Игорь Яцко поставил "Пиковую даму" в Театре Моссовета
Пушкин. "Пиковая дама". Начало повести: Герман только наблюдает за карточной игрой, сам не играет. "Я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее" – мудрые слова. И как этой репликой в самом начале Пушкин усилил финал, сокрушительный для всех. "Моя "Пиковая дама" в большой моде, писал Пушкин другу, игроки понтируют на тройку семерку и туза". "Пиковая дама" в большой моде по сей день. В опере, в драме, в кино сюжет интерпретируется, перелагается на другое время, как в картине Павла Лунгина. Там у нашего современника 47 тысяч долларов. Свежая "Пиковая дама" идет теперь в Театре Моссовета. По времени постановки – свежая, по способу прочтения – скорее, традиционная, в духе того времени, когда она появилась на свет, в те годы, когда в дворянском сознании мотивы рока и карточной игры были так естественно сплавлены.
Эту постановку Игорь Яцко и Валентина Талызина задумывали давно. Непростой задачей было превратить "Пиковую даму" из повести в пьесу. Это удалось драматургу Роману Козырчикову. В музыке Александра Чевского стилизованные под пушкинскую эпоху романсы перемежаются с музыкальными цитатами Чайковского. Вальсы и мазурки прекрасно уживаются с современной хореографией. Минималистичные декорации Петербурга, холодный неуютный сине-черный свет важен.
Станислав Бондаренко в роли Германа – несчастного инженера, которого поглотила страсть к деньгам, жажда наживы. "Как его оправдать? Я оправдываю только тем, что молодые ребята, мужчины всегда хотят обеспечить свою вторую половину", – говорит актер Станислав Бондаренко.
Девушка Лиза – воспитанница старой графини в исполнении Ксении Комаровой. "Было трудно, потому что многое было непонятно. Это сложный материал, это Пушкин. И, конечно, мне очень помогала Валентина Илларионовна. Она была постоянно со мной на телефоне, говорила, подсказывала, как лучше играть", – признается актриса Ксения Комарова.
Чтение Пушкина Валентиной Талызиной – отдельное удовольствие. Выверенность интонации, слова, которые будто становятся объемными. Ее старая графиня в финале в белых одеждах, словно передает Герману послание свыше. У него еще есть шанс решить, что выбрать: деньги или любовь.
Режиссер Игорь Яцко, рассуждая о непредсказуемости человеческой натуры и неизбежности судьбы, воспроизводит на сцене пушкинский замес реализма с мистикой, видением, сном. Отношения Германа с Лизой ассоциирует с Фаустом и Гретхен, Данте и Беатриче. "Это красивая, возрожденческая легенда, еще от Данте идущая, когда он встречает свою Беатриче. Есть какой-то момент надежды на высшую встречу", – поясняет режиссер, заслуженный артист РФ Игорь Яцко.
И вроде бы финал пушкинский: и Лиза выходит замуж, и Герман сходит с ума. Но в версии Яцко их любовь остается вечной. Та любовь, что движет солнце и светила.