Проект памятника Фёдору Шаляпину обсуждают в Санкт-Петербурге
Жители Петербурга обсуждают проект памятника Фёдору Шаляпину, который планируют установить в Александровском парке, перед музыкальным театром. Эскиз скульптора Евгения Ротанова и архитектора Ивана Кожина получил первое место на конкурсе. Но решение жюри вызвало у петербуржцев неоднозначную реакцию. Почему – узнала Салима Зариф.
В атриуме Петропавловской крепости – выставка-конкурс. Шаляпин разных размеров и форм: бюсты и памятники в полный рост, от экстравагантных вроде Шаляпин на блохе и Шаляпин-кентавр до вполне классических – Шаляпин поющий и Шаляпин в кресле. Комиссия присудила победу работе скульптора Евгения Ротанова. И вот тут грянул скандал.
Критикуют позу и высоту – вместе с пьедесталом больше пяти метров, шубу – слишком велика, голову – слишком мала, и вообще многим памятник кажется непропорциональным. Одним из первых высказался поэт Александр Пелевин.
Александр Пелевин, поэт: "Такая тенденция у нас сейчас есть, когда за нечто передовое и интересное выдается немножко нелепая, грубая, как будто смятая форма".
Петербург всегда стремится к тому, чтобы его памятники отличались от прочих – и этот определенно отличаться будет. "Почему бы не попробовать показать не памятник человеку, а заложить туда чуть больше? То есть какую-то эмоцию, переживание. Мне кажется, у Ротанова это получилось", – поделилась искусствовед Дарья Чуприкова.
Шаляпин увековечен во многих городах: вот Киров – здесь певец тоже в своей знаменитой шубе, но сама скульптура более академична. Вот Нижний Новгород – Шаляпин с бульдогом Булькой, а в Казани – с цилиндром в руке, в Москве Шаляпин в раздумьях сидит, опираясь на бревно, этот памятник тоже возмущал общественность, но 20 лет прошло, люди привыкли и протесты унялись.
Памятник Шаляпину в Петербурге пытаются установить с 1999 года, рядом с Мюзик-холлом появился закладной камень. Тогда же провели два тура творческого конкурса. Из-за недостатка финансирования третий тур отложили и провели его только сейчас. Третий, окончательный тур, который и выявил победителя.
Скульптор Евгений Ротанов спокойно продолжает работу в своей мастерской. О резонансе знает, относится философски. "Так художник видит, так он делает. Понимающим людям это все ясно. Обывателю нужна похожесть: пальто, пиджак, ботиночки, пропорции, нос, уши на месте – это не искусство, это не творчество", – считает скульптор, заслуженный художник России Евгений Ротанов.
Источником своего вдохновения мастер называет знаменитый кустодиевский портрет Шаляпина. Работу, которую сам бас ценил превыше всех остальных. Скульптор хотел воплотить широту, порывистость, народность. Народу еще предстоит оценить замысел во всем масштабе. Закладной камень перестанет быть памятником памятнику в 2026 году, когда проект наконец будет реализован.