В Волгограде впервые пройдет выставка полотен Зинаиды Серебряковой из фондов Государственного Русского музея
Ее работы – словно взгляд в иную реальность, в скрытые миры человеческих душ. Где чувства и желания всплывают наружу через изгибы локтя или глубину взгляда. Когда в простой деревенской "Купальщице" видна осанка богини Дианы. А фигуры крестьянок в "Белении холста" величием напоминают атлантов. Судьбы, эпохи настроения людей начала прошлого все нашло отпечаток в полотнах Зинаиды Серебряковой. Ее по праву считают одной из самых ярких фигур русского искусства ХХ века.
Дети – особая тема в творчестве художницы. Через них отображается судьба большой страны. От тихой безмятежности царской России до драмы и трагедии революции. Почти хрестоматийный пример – работа "Карточный домик", написанная в 1919 году. Сама художница теряет фамильное имение, уходит из жизни любимый муж. А хлипкая конструкция на работе словно символизирует переменчивость жизни, хрупкость человеческого счастья.
Она не показывала неурядицы. Работы Зинаиды Серебряковой наполнены светом, оптимизмом, желанием творить и возводить в абсолют саму красоту жизни. Несмотря на личные трагедии художницы, эмиграцию, разлуку с детьми и Родиной. Она не желала искажать свои внутренние и художественные принципы. Просто в один момент отказалась писать, когда заставляли работать в соцреализме и других стилях.
"Жизнестойкость и приверженность красоте. Ну, и, конечно, такая ориентация на классику. Здесь мы не найдем импрессионизма, который был очень моден в России, и каких-то футуристических влияний", – говорит ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея (Санкт-Петербург) Любовь Шакирова.
Экспозиция – это продолжение совместного проекта Волгоградского музея изобразительных искусств имени Машкова и Государственного Русского музея Санкт-Петербурга. Тесное сотрудничество началось в прошлом году с экспозиции работ Николая Рериха. И выставка Зинаиды Серебряковой в наши дни как никогда актуальна. Когда само восприятие жизни подчас заменяется экраном мобильника, а бездушная нейросеть пишет картины на уровне мастеров Возрождения. В смене ориентиров общества легко понять схожесть века нынешнего с веком прошлым.
"Приходилось изобретать авангард, потому что человек по-иному себя ощущал, мир стал другим. А Серебрякова жила в другой реальности. Вот в ее реальности действовали законы, которые были еще тогда, и она видела человека так. Она видела его могучим, видела его состоятельным, видела его гармоничным, не носителем зла, не жалким пораженцем. Что было явлено в ХХ веке неоднократно", – поясняет заместитель директора по научной работе Волгоградского музея изобразительных искусств имени И.И. Машкова Ольга Малкова.
Экспозиция будет работать до середины февраля. Организаторы выставки уже подготовили тематические экскурсии. Чтобы понять и принять красоту написанных образов, у каждого стоит задержаться. Однако, закружившись в этом хороводе портретов, можно и не заметить, как вместо запланированных пары минут вглядываешься в лица уже несколько часов, – сообщает ГТРК "Волгоград-ТРВ".