16 ноября 2023, 11:32 16 ноября 2023, 12:32 16 ноября 2023, 13:32 16 ноября 2023, 14:32 16 ноября 2023, 15:32 16 ноября 2023, 16:32 16 ноября 2023, 17:32 16 ноября 2023, 18:32 16 ноября 2023, 19:32 16 ноября 2023, 20:32 16 ноября 2023, 21:32

Первый концерт из цикла "Весь Стравинский" прошел в Московской филармонии

  • Картинка
  • Первый концерт из цикла "Весь Стравинский" прошел в Московской филармонии
  • Картинка
    Первый концерт из цикла "Весь Стравинский" прошел в Московской филармонии
  • Первый концерт из цикла "Весь Стравинский" прошел в Московской филармонии
Все прозвучавшие сочинения – это музыкальные редкости, которые не исполнялись ранее или имели очень недолгую концертную жизнь.

Первый концерт нового сезона цикла "Весь Стравинский" прошел в Концертном зале имени Чайковского. Темой вечера стала камерная музыка композитора. Дженнет Арльт делится впечатлениями.

Все сочинения этого концерта – музыкальные редкости, которые или никогда не исполнялись ранее, или имели очень недолгую концертную жизнь. И это действительно весь Стравинский, в том числе самые первые музыкальные строки, написанные еще в подростковом возрасте. Шестнадцать тактов незаконченной Тарантеллы для фортепиано, сыгранные когда-то разве что для узкого круга близких друзей, сегодня стали мировой премьерой.

Владимир Мартынов создал свою версию юношеского сочинения Стравинского, сохранившегося только в набросках. Один раз в жизни Владимир Мартынов встречался со Стравинским – в 1962 году. Мартынову тогда было 16, Стравинскому – 80. Вторая встреча, в нарушение всех законов пространства и времени, произошла на этом концерте: 77-летний Владимир Мартынов реконструировал и дописал сочинение 16-летнего Стравинского.

"Это то, что вылилось в конце концов в "Весну священную", "Петрушку" и так далее. Но здесь это всё в зародыше, что всё надо было немножко вынуть, хотя это всё есть", – поделился композитор Владимир Мартынов.

Первым законченным произведением Стравинского стал романс "Туча", написанный на стихи Пушкина, проба пера, сочинение, вобравшее в себя влияние композиторов "Могучей кучки" и австрийских романтиков. "Написано очень интересно. В нём можно услышать Римского-Корсакова, немножечко Чайковского, это действительно романс-поиск", – отметила солистка оперной труппы Большого театра Альбина Латипова.

Юношеские сочинения для фортепиано – Скерцо и Соната – ясные и простые. Здесь композитор только ищет свой стиль, но уже начинает играть в ритмические игры, которые позже станут одной из его любимых забав. "Это еще не совсем тот Стравинский, к которому мы привыкли, если так можно сказать. В нем очень много поиска, в нем очень много каких-то веяний, в том числе того времени", – добавил пианист, солист Московской филармонии Филипп Копачевский.

Музыкальное наследие Стравинского включает более ста произведений, но популярность их неравномерна. Крупные сочинения звучат повсеместно, камерные – почти никогда. "У нас действительно звучит абсолютно вся музыка Стравинского. Мы не делим ее на удачную или неудачную. Я считаю, что вся она по крайней мере очень нужна нам – что-то для красоты, что-то для наслаждения, а что-то для понимания процессов", – подчеркнул автор и ведущий цикла Ярослав Тимофеев.

От своих коллег Стравинский получил прозвище "композитор с тысячью лиц" за свою способность гармонизировать жанры, стили и формы в единое целое. Рассмотреть эти лица можно в новом сезоне цикла "Весь Стравинский".

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация