Выставка Марии Васильевой открылась в Музее современного искусства
"Возвращение домой". Ретроспектива художницы Марии Васильевой открылась в Московском музее современного искусства. В экспозиции – более 50 графических и живописных работ из собрания Эдуарда Мордуховича. Их увидела Алия Шарифуллина.
Ее путь домой начался вот с этой картины, которую 30 лет назад Эдуард Мордухович – тогда любитель конных скачек, а не живописи, – увидел случайно в небольшой галерее Парижа. Сдержанные краски Марии Васильевой его настолько покорили, что этот верный роман растянулся на десятилетия. Собирая работы художницы, он был даже готов продать картины Гончаровой и Ларионова из своей коллекции.
"Зашел к хозяину галереи, говорю: продайте мне! 30 тысяч долларов. Я говорю: ладно, только буду год платить, по три тысячи в месяц. Всё, что буду зарабатывать, буду вкладывать в эту картину. Он честно поступил, и я тоже. Получил ее и влюбился в эту художницу", – рассказывает коллекционер Эдуард Мордухович.
Ее возвращение домой было невероятно долгим, но очень ярким. Почти 40 лет уроженка Смоленска жила во Франции, позировала Модильяни, получила предложение руки и сердца от Анри Руссо, писала портреты Жана Кокто и Пабло Пикассо, основала Русскую академию, а затем и клуб помощи художникам. И конечно, писала картины. Казалось бы, все имена мастеров русского авангарда названы, расставлены по ранжиру и громких открытий уже не предвидится. И тем не менее. В России Марию Васильеву знают гораздо меньше, чем во Франции. Тем временем полотна "дамы русского кубизма" уходят с молотка по сотни тысяч евро.
"Эта работа меня убила, и продавалась она случайно, на маленьком аукционе в Каннах. Я посмотрел и сказал: нет, никому не уступлю! И я ее все-таки приобрел. Это же кубизм! Посмотрите на этого ребенка, на эти игрушки – это же всё от сердца", – признается Эдуард Мордухович.
Васильева была легендой Монпарнаса. Вокруг нее вертелась вся артистическая жизнь того времени. В годы войны свою мастерскую на авеню Мэн, 21 она превратила в столовую для друзей, где на стенах висели картины Шагала и Модильяни, рисунки Леже и Пикассо, а за 65 сантимов подавали обед Браку, Ривере, Эренбургу, Кокто. Энергичной и яркой Васильева была и в своей творчестве. Экспериментировала со стилями – кубизм, лучизм, сюрреализм, мистицизм, – создавала гротескные куклы, занималась дизайном мебели, оформляла театральные постановки.
"Иногда очень тяжело определить, что перед нами – какая техника. У нее есть и продавливание на металле, и коллаж, и акварель. Но это, наверное, можно объяснить – ее финансовое положение было не всегда хорошим, и она пользовалась тем, что было под рукой", – делится искусствовед Диана Джангвеладзе.
Многие годы эти полотна были разделены между двумя городами – Малибу и Парижем. И в таком, едином ключе, собрание не видел даже Эдуард Мордухович. Эта выставка – уникальная возможность погрузиться в яркую эпоху и узнать яркую музу того времени.