"Марина Цветаева. Фортуна" – премьера спектакля в Театре музыки и поэзии Елены Камбуровой
"Фортуна" в Театре музыки и поэзии Елены Камбуровой. Пьесу Марины Цветаевой, написанную в 1919 году, поставили режиссеры Иван Рябенко и Елизавета Шахова. Кому поэтесса посвятила это произведение и как пыталась разгадать тайну жизни, смерти и удачи главного героя, расскажет Мария Трофимова.
Редкая постановка малоизвестного цветаевского текста. Эту пьесу в стихах она написала, когда познакомилась с актером Вахтанговской студии Юрием Завадским. Своим темпераментом, яркой фактурой он вдохновил поэтессу на создание "Фортуны", где главным героем стал реальный исторический персонаж – герцог Арман-Луи граф Бирон-Гонто, герцог Лозэн. Блестящий воин, любимец женщин, царедворец, участник Войны за независимость Американских штатов и командующий войсками французской революционной армии. Цветаева, очарованная мемуарами герцога, из его биографии для своего произведения взяла пять эпизодов, объединив образом судьбы.
"Поэтический взгляд поэта на исторические события и какой-то вот перекрестный такой ход со своими личными переживаниями", – отметил режиссер Иван Рябенко.
В 1919 году в непростое для России время спасение от потрясений века XX Марина Цветаева искала в веке XVIII. В главном герое она воплотила образ идеального рыцаря: честного, храброго, верного.
"Это пьеса Цветаевой без изменений. Как мы перевели текст, который написан на бумаге в сценическое воплощение, вот в этом как раз и есть поэзия театра, что мы постарались сделать не бытовым ходом, не бытовым существованием. Это поэтический язык образов", – пояснила режиссер Елизавета Шахова.
Материал, по мнению режиссеров Елизаветы Шаховой и Ивана Рябенко, очень подходит для театра Елены Камбуровой. Здесь по-особому чувствуют музыкальность цветаевской поэзии. Помимо цветаевского мелодичного текста композитор Олег Синкин вдохновлялся музыкой эпохи барокко и классицизмом. На сцене квартет из скрипки, виолончели, флейты и фагота. У фортепиано здесь вспомогательная роль.
"В первую очередь я увидел ремарки Цветаевой о том, что есть няня одна, няня другая, которые поют колыбельные. Вот с этого все и началось", – поделился музыкальный руководитель Театра музыки и поэзии Елены Камбуровой, композитор, заслуженный артист РФ Олег Синкин.
В этой пьесе Марина Цветаева пыталась разгадать тайну жизни, смерти и удачи Лозэна и нашла ответ. Верность самому себе в любых обстоятельствах – вот точка опоры, которую так отчаянно искала и сама Цветаева в революционной Москве.