24 ноября 2023, 10:43 24 ноября 2023, 11:43 24 ноября 2023, 12:43 24 ноября 2023, 13:43 24 ноября 2023, 14:43 24 ноября 2023, 15:43 24 ноября 2023, 16:43 24 ноября 2023, 17:43 24 ноября 2023, 18:43 24 ноября 2023, 19:43 24 ноября 2023, 20:43

В пространстве AZ/ART откроется выставка "Живые скульптуры"

  • Петр Дьяков. Сидящий. 2022
    Петр Дьяков. Сидящий. 2022
7 декабря 2023 года в экспериментальном пространстве Музея AZ – AZ/ART – в рамках проекта "Системы мимикрии" откроется вторая по счету выставка, "Живые скульптуры".

Куратор проекта – художник, искусствовед Александр Дашевский.

В рамках выставки "Живые скульптуры" посетители увидят работы Владимира Янкилевского, Вадима Сидура, Игоря Шелковского, Гриши Брускина, Андрея Кузькина, Петра Дьякова, Елены Филаретовой, Надежды Антышевой, Владимира Козина, Петра Белого, Никиты Селезнева и других.

Мимикрия становится формальным приемом, кураторским ходом, когда выставочный проект маскируется то под научное исследование, то под тематическую ретроспективную экспозицию, то под игру в ассоциации. В живой природе маскировка не всегда обозначает визуальное слияние с фоном. Многие животные используют крупный яркий рисунок, мешающий внешнему взгляду воспринять их как целое, выделить границы и размеры тела. Полоски зебры мешают хищникам и насекомым интерпретировать ее как отдельное животное. Чередование светлых и темных частей крыльев бабочки, делает ее нераспознаваемой на фоне листьев и цветов. Подобные эволюционные способы уклонения от зрительной идентификации, описанные учеными, нашли применение в военном деле.

Александр Дашевский, куратор проекта: "Живые скульптуры" – вторая часть выставочного сериала "Системы мимикрии". На этот раз пространство AZ/ART наполнится фрагментами статуй, эпох и воспоминаний. Скульптуры будут оживать, тела – каменеть, а античные обломки продемонстрируют свою текучесть. В финале зрителя ждет большой музейный торжественный реликварий, где из частей прежних травм формируется новое тело культуры".

Опорными точками экспозиции станут инсталляция Петра Белого Caput mortuum, состоящая из бетонных объектов, похожих на обломки античных статуй, и большой стеллаж, напоминающий то ли реликварий, то ли открытое хранение скульптуры, то ли склад вещдоков. Одна из стен пространства будет превращена архитектором проекта Михаилом Масловым в хранилище с различными фрагментами скульптур-тел.

Смысловое поле выставки "Живые скульптуры" располагается между тремя сериями образов.

Первая серия связана с темой утраты, пересмотром собственных границ, физического или личностного расщепления. Подобное может происходить вследствие катастрофы, вандализма, синдрома нарушения цельности восприятия собственного тела, а может быть следствием работы защитных механизмов, изменения содержания понятия "Я", удаления того, что ощущается как лишнее, несовместимое с обстоятельствами среды обитания.

Вторая серия образов отсылает к оживающим изваяниям и окаменевающим людям – устойчивому сюжету в искусстве и мифологии, артикулирует парадоксальную связь между телом и скульптурой. Модель, где одно является образцом, а второе – подражанием, одно – живое, а другое – вещь, меняется, в том числе, когда человек или статуя утрачивают цельность. Фрагментация, нарушение первоначального художественного замысла в результате катастрофического поворота истории вскрывает в камне или бронзе внутреннее сходство с человеческой плотью, столь легко уязвимой. Когда речь заходит о теле – ситуация зачастую обратная.

Третья серия образов показывает, как из разрозненных фрагментов, утрат и травм, формируется новая идентичность и цельность, новое представление о себе и своих границах. Задействованные в этом механизмы культуры абсорбируют и обобщают индивидуальные, порой трагичные истории, формируют новый глоссарий, синтаксис и тропы внутри языка, используемого носителем для самоописания.

Каждая из трех выставок цикла исследует отдельный вид мимикрии, ищет его поэтический аналог в социальном поведении и языке современного искусства. Сознательно используя ненадежный метод аналогий, проект пытается искать рифмы между периодами, прошедшими со времени формирования советского неофициального искусства. Хотя каждое время уникально и исторические ситуации при всем внешнем сходстве не повторяются, существует множество случаев, когда одна эпоха надевает костюмы другой, поэтому примеры мужества, хитрости и стойкости отечественных художников второй половины XX века могут быть вдохновляющими, ценными, востребованными и сегодня. Первая выставка "Глаз видящий, всевидящий, невидящий" проходила в сентябре-ноябре 2023 года, а третья – "Вне эксплуатации" – запланирована в марте.

Музей AZ открыл пространство AZ/ART на Маросейке в 2022 году как место для экспериментов, показов современного искусства из своей коллекции, групповых и персональных выставок ныне работающих художников, лекций и встреч. AZ/ART разместился в палатах XVII века – доме Нарышкина-Рагузинских.

***

Даты: 7 декабря 2023 – 17 марта 2024.

Адрес: арт-пространство AZ/ART, Маросейка ул., 11/4с1.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация