В МАМТе показали спектакль по сказке Андерсена – "Снежная королева"
Не так уж давно мы узнали всю правду о том, что и как написал Ганс Христиан Андерсен в сказке "Снежная королева". Дело в том, что советская цензура даже сказки обрабатывала, со свойственным ей большевистским упорством. Вот и мы со временем только узнали, что бабушка в начале и в конце этого произведения читает не просто книгу, а Евангелие, и дети поют псалмы: "Розы цветут: красота! Скоро узрим мы младенца Христа", и завершается сказка цитатой из Евангелия от Матфея: "Если не будете, как дети, не войдете в Царствие Небесное!".
Светлые настали времена, и прикасаться к религиозному можно безбоязненно, и обязательств на этот счёт тоже на себя не брать. Свобода творчества. Впрочем, в балете такой свободы всегда было достаточно. Ею пользовался всегда в полной мере и Максим Севагин, 26-летний руководитель балетной труппы Музыкального театра имени Станиславского и Немировича Данченко. Он теперь и режиссёр, и хореограф, и танцор, и либреттист. Это его "Снежную королеву" увидели на этой неделе первые зрители.
За кулисами разминаются, тянутся, греются, настраиваются. В необычных, ярких костюмах – персонажи сказки Ганса Христиана Андерсона. И Кай, и Герда, и Снежная Королева, и даже тролли – редкий случай встали на пуанты. Этот балет – плод фантазии молодого хореографа Максима Севагина. Знакомую и любимую многими сказку он положил на фрагменты 4, 5 и 6-й симфоний Чайковского.
"Я очень много лет назад придумал этот спектакль. Я был еще подростком, мне было 15 лет, я учился в Академии русского балета, и тогда первая часть Шестой симфонии меня вдохновила. Я услышал в ней начало сказки. Я услышал там появление троллей, как они разбивают зеркало", – рассказал хореограф-постановщик, худрук балетной труппы Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Максим Севагин.
Больше 10 лет Максим Севагин складывал в уме сложный конструктор из эпизодов сказки Андерсена и симфоний Чайковского. Музыкальная часть спектакля оказалась настоящим вызовом для оркестра театра и дирижера Федора Безносикова.
"Исполнение даже одной симфонии Чайковского требует больших и физических, и главное – эмоционально-душевных затрат. Но исполнение целиком трех симфоний – я думаю, что это беспрецедентно. Особенно учитывая то, что мы это делаем одним составом", – отметил дирижёр Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Федор Безносиков.
Вместе с музыкой и танцем – ощущение волшебного приключения: и для детей, и для взрослых создается ярким калейдоскопом персонажей, разнообразием мест действия, видеопроекциями, светом. Несмотря на всю технологичность, авторы постановки старались сохранить теплоту сказочной атмосферы.
"Лично мне нравится второй акт, где нужно показать разные состояния, там переход от человека в такую куклу-марионетку, когда Королева тобой управляет", – поделился ведущий солист балетной труппы Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Герман Босай.
Разнообразные, сложные с технической точки зрения костюмы героев очень графичны. Все – черно-белые. И только Герда и Кай – желтые, солнечные, теплые. "Это невероятно подкупает: сочетание качеств при всей внешней легкости, красоте, наивности. Возможно, это внутренняя сила, стержень и мужество", – говорит ведущая солистка балетной труппы Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Елена Соломянко.
Финал спектакля – дуэт двух влюбленных Кая и Герды. Если хочется предновогодней сказки, "Снежная королева" – как раз такая.