О конструктивизме в творчестве Алексея Щусева – выставка в Центре Гиляровского
От эскизов и идей – к реальности. Выставка, посвященная конструктивизму в творчестве Алексея Щусева открылась в Москве. Как архитектор искал свой стиль увидела Алия Шарифуллина.
Он строил легкие белоснежные церкви и лаконичный гранитный мавзолей, пряничного вида Казанский вокзал и монументальную гостиницу "Москва". Мало кто из архитекторов XX века был так гибок, многогранен и не просто попробовал себя в самых разных стилях – от историзма до модерна, но и глубоко постиг их суть. Но вот то, что Алексей Щусев был еще и конструктивистом говорить не принято, даже бытовало мнение, что этот стиль его и вовсе не интересовал. Но как же быть с памятником конструктивизма – зданием Наркомзе́ма, с Механическим институтом или знаменитым мавзолеем Ленина?
"Трактовать Щусева как конструктивиста – смелое решение, неожиданное, оно несколько расходится с каноническим взглядом. Хотя, конечно же, пик его творчества приходился на 20-е годы, в момент расцвета конструктивизма", – рассказала генеральный директор Музея Москвы Анна Трапкова.
К этой выставке готовились 15 лет. Все это время куратор Марианна Евстратова разбирала архив у наследников архитектора. Этот архив невероятных размеров, число документов не может назвать никто. Только проект Мавзолея занимает 300 листов. Многие работы находятся в руинированном состоянии и требуют реставрации. Марианна Евстратова разделила наследие по объектам, к конструктивизму отнесла 400 листов. На выставке 250 работ, которые показывают Щусева не только как великого архитектора, но и как невероятного графика. Он писал акварелью, гуашью, белилами, углем на холсте, картоне, кальке.
"Мы оформили это так, как эскизы этого достойны. Без паспарту. Они настолько живописны, так держат композицию. Даже на такой почеркушечки вы видите, что это произведение искусства. Он чувствовал бумагу, масштаб, гармонию", – поделилась куратор выставки Марианна Евстратова.
Здесь каждый может рассмотреть "заметки на полях" черновых работ и попытаться вникнуть в замысел творца. Экспозиция устроена по хронологическому принципу и представляет основные этапы творческого пути архитектора – поиск стиля, зрелый конструктивизм, постконструктивизм и переход к ар-деко. Здесь можно увидеть, не только реализованные проекты Щусева, но и конкурсные эскизы зданий библиотеки имени Ленина, театра в Ростове-на-Дону, памятника Христофору Колумбу в Сан-Доминго. Особый интерес представляют проекты комплекса зданий Третьяковской галереи на Волхонке и музея Бардыгиных в Егорьевске, где впервые был применен принцип расположения музейных залов по спирали. Представленные эскизы и артефакты из архива наследников Щусева ранее нигде не выставлялись.