Безграничное сопрано: исполнилось 100 лет со дня рождения Марии Каллас
Эту певицу при жизни наградили титулом "Божественная". Она обладала магическим голосом и невероятным по силе драматическим талантом. Сегодня 100 лет со дня рождения Марии Каллас. О тайне ее оперного мастерства – Дженнет Арльт.
"Золотое время Каллас" – это 10–15 лет. Но и их ей оказалось достаточно для того, чтобы совершить своего рода революцию в оперном искусстве. Ее голос специалисты относят к редчайшему типу soprano sfogati, или "безграничных сопрано". Она пела лирические, драматические и колоратурные партии, что было певческим чудом – четыре голоса в одном человеке. И обладала уникальным диапазоном в три с половиной октавы.
"Мария Каллас стала для меня прежде всего примером того, насколько при совершенстве вокальной техники можно сохранять самобытность своего голоса и раскрывать в любой партии именно свой тембр, ведь ее голос можно узнать из всех, настолько он самобытный", – поделилась солистка оперной труппы Большого театра Гузель Шарипова.
Природа драматического дара Каллас прежде всего вокальная, своим голосом она плела тонкое кружево жизни каждой своей героини, искусно вшивая в него печаль и восторг, ярость и нежность, хрупкость и тайну. Трагические события, взлеты и падения, честность с собой и зрителями позволяли ей проживать в оперных партиях кусочки своей жизни. Она сумела донести до слушателя подлинный романтический театр, доказав, что опера – это не просто красивое пение. В застывшие формы и формулы старой вокальной школы Каллас вдохнула новую жизнь и настоящие чувства.
"Выносить актерство на первый план в оперном исполнении – это очень здорово. Сейчас мы все используем этот прием, стараемся быть максимально – по возможности хотя бы 50 на 50 – певицей и драматической актрисой. Сейчас я тоже не вижу возможности спеть, изобразить смерть на сцене, не умирая", – призналась солистка оперной труппы Большого театра Анна Аглатова.
Спонтанный метод был ей чужд, она приходила в театр первой и уходила последней, репетировала по 15 часов в день. На протяжении многих лет Каллас пела, не давая поблажек себе и требуя того же от других. "Самый главный враг, с которым мы боремся, – это мы сами. И постоянное преодоление своих комплексов, синдрома самозванца, который есть у каждого из нас, заслуживает уважения, и этому мы учимся у Каллас", – подчеркнула солистка оперной труппы Большого театра Ксения Дудникова.
В 1970 году Мария Каллас приехала в СССР: Екатерина Фурцева пригласила ее в состав жюри Международного конкурса имени Чайковского. Первую премию тогда разделили Елена Образцова и Тамара Синявская. "Я пела сегидилью из "Кармен", и тогда у меня было 200-процентное зрение, я ее разглядела в партере – она со мной пела сегидилью, артикулируя, представляете? Так что я вместе с ней спела сегидилью", – рассказала народная артистка СССР Тамара Синявская.
Поездка в Советский Союз была одним из последних событий публичной жизни певицы. Пятью годами ранее прошло последнее громкое выступление Марии Каллас в опере "Тоска" в Ковент-Гардене. Как говорила певица, потеряв любовь Онассиса, она потеряла себя и свой голос. А с ним и нити, связывающие ее с миром.
К 100-летию со дня рождения оперной дивы канал "Россия – Культура" покажет документальный фильм "Великие мгновения музыки. Мария Каллас. Тоска. 1964 год". Смотрите 2 декабря в 23:00, повтор 3 декабря в 15:35.