Польша выделила один КПП для проезда пустых украинских грузовиков
"Цены на определенные виды товаров уже пошли вверх. И есть определенный дефицит и в топливе, в том числе. Конечно, это снижает товарооборот между двумя странами", – отмечает ведущий научный сотрудник Института стран СНГ Александр Дудчак.
По оценке министерства экономики Украины, рост ВВП может сократиться на один процент, ведь основной экспорт грузовым автотранспортом идет через Польшу. И в ноябре он упал на 40 процентов.
В целом и экспорт, и импорт, если брать все направления автомобильных перевозок, потеряли около четверти.
"Мы несем большие финансовые потери, прежде всего, из-за простоя и невыполнения контрактов. Более того, конец ноября, декабрь – это месяцы, когда традиционно формируются новые контракты на следующий год. Соответственно, когда нет возможности своевременно доставлять продукцию, многие контрагенты ищут варианты договориться с кем-нибудь другим. Значит для 2024 года последствия будут еще хуже, чем те, что мы видели за месяц блокады, которую организовали польские перевозчики. А к ним уже частично присоединились словаки. Также в субботу, например, проезду на Украину препятствовали венгры", – заявил зампредседателя Всеукраинского аграрного совета Денис Марчук.
Очередь на границе растянулась почти на сто километров. Утром 3 декабря возможности проехать из Польши на Украину ждали более 2 с половиной тысяч фур.
Польские перевозчики блокируют пункты пропуска с 6 ноября. Они требуют отменить льготы, которые Еврокомиссия ввела для украинских конкурентов: восстановить лицензирование коммерческого транспорта и отозвать разрешения, выданные после 24 февраля прошлого года, так как стоимость их услуг теперь отличается в два-три раза. На отдельных этапах к этой акции протеста присоединялись польские фермеры и перевозчики из других стран.
"Украинские грузоперевозчики, воспользовавшись тем, что им дали возить грузы без дополнительного получения разрешений, вытеснили по крайней мере в направлении поставок грузов на территорию Украины, в том числе, польские компании, частично немецкие компании. И именно это вызывает возмущение. То есть и поляки, и немцы всегда считали, что на поставке грузов Украине должны зарабатывать они, а ни в коем случае не украинцы. Максимум украинцы могут быть водителями на польских грузовиках", – считает руководитель Экспертной группы Научного центра евразийской интеграции Олег Ногинский.
В Брюсселе подчеркивают, что соглашение по транспорту было утверждено Советом Европы, поэтому Еврокомиссия не вправе его отменить. Решать вопрос придется самим участникам конфликта. Между тем из-за блокады таможенные поступления в бюджет Украины оказались почти на 80 процентов ниже прогноза, и в Верховной раде обеспокоены, что это ведет к недофинансированию вооруженных сил.
Финансовые потери, по некоторым оценкам, превышают 400 миллионов евро. Украинские перевозчики готовы судиться, чтобы возместить убытки. Однако эксперты сомневаются в успехе.
"Польское государство формально не блокировало границу и не закрывало перевозки. Формально этим занимаются некие общественные объединения, организации и частные лица. Для того, чтобы эти иски имели хоть какую-то юридическую перспективу, нужно очень четко идентифицировать, кто же виноват в том, что грузы простояли на границе и не могли быть перемещены. И до того, пока не будут определены собственно ответственные за это лица, никакой перспективы у данных судебных исков нет", – говорит Олег Ногинский.
Союз работодателей транспорта и логистики Польши подготовил законопроект, по которому как минимум половину товарного обмена с Украиной транспортные компании должны проводить с помощью польских перевозчиков. В противном случае штраф – 30 процентов годовой выручки. При этом Варшава сделала небольшой шаг навстречу Киеву: выделила один КПП для проезда пустых грузовиков.