Азбука современной музыки: в зале Чайковского прозвучали "Учение о гармонии" и "Мрамор"
Две премьеры в один вечер: в исполнении Государственного оркестра имени Светланова впервые в Москве прозвучало "Учение о гармонии" Джона Адамса, а также – впервые в России – сочинение Валерия Воронова "Мрамор". На концерте побывала Дженнет Арльт.
Адамс, Берио, Воронов – эти имена на один вечер стали азбукой современной музыки. Три композитора, чьи сочинения уместились в промежуток между концом прошлого столетия и началом нынешнего, три авторских взгляда на гармонию музыки – в исполнении Госоркестра имени Светланова под управлением Фёдора Леднёва. Российская премьера концерта – пьеса Валерия Воронова "Мрамор". Размышление о времени и о бесконечности, которое фиксируется в каменной материи и в звуке. "Мы живем в ощущении бесконечного времени, и хотелось бы как-то его уловить, хотя бы его отрезок. Это любование звуком, красотой звука, он же тоже время, как он гаснет, как он появляется", – поделился композитор Валерий Воронов.
Игры со звуком продолжаются и в "Концерте для двух фортепиано" классика послевоенного авангарда Лучано Берио. Неистовая музыка, отличающаяся технической изобретательностью и многообразием чувственных впечатлений, расшифровать которую могут, пожалуй, только страстные любители и знатоки авангарда. Солисты – Юрий Фаворин и Николай Мажара – предлагают свой вариант понимания эстетики итальянского композитора.
"Любой человек, который приходит на такой концерт, должен думать о том, что сейчас перед ним откроется новый мир, и он должен с интересом и удовольствием входить в этот мир. Ни в коем случае нельзя закрываться, закрывать уши, говорить, что это диссонанс и какофония. Я думаю, что здесь прежде всего поможет это. Всё-таки каждый современный композитор рисует некую картину – новую, непохожую на то, что было до сих пор", – считает пианист Николай Мажара.
В финале концерта – московская премьера "Учения о гармонии" Джона Адамса. Это название Адамс взял из известного трактата Арнольда Шёнберга, в котором австрийский композитор, революционер в мире музыки, создает метод композиции, известный как додекафония. С него, как считал Адамс, началась "агония современной музыки", а аудитория поклонников классики стала стремительно сокращаться. "В сочинении "Учение о гармонии" Адамс спорит с Шёнбергом и со всей немецкой культурой, но спорит очень интересным образом", – отметил музыковед Ярослав Тимофеев.
Музыкальная полемика с Арнольдом Шёнбергом помогла Джону Адамсу еще в конце 80-х нащупать свой собственный стиль, в котором минимализм сочетался с традиций позднего романтизма. Правильного ответа, что лучше, здесь, конечно же, нет. Свою истину в этом споре двух композиторов каждый слушатель найдет сам.