В Коми рассмотрели итоги осуществления закупок в рамках оптимизации расходов бюджетных средств
Как напомнила Председатель Комитета Республики Коми по закупкам Мария Родионова, основным способом реализации сервисных функций публичной власти является формирование и размещение государственного заказа. При этом формирование и размещение осуществляется публично, в строгом соответствии с законодательно установленными процедурами. Весь процесс является прозрачным и предполагает возможность доступа любого хозяйствующего субъекта к получению такого заказа.
В 2022-2023 годах государственный и муниципальный заказ столкнулся с проблемами, возникшими вследствие введения санкций и ограничительных мер со стороны недружественных государств, в виде роста цен, отсутствия товаров и, как следствие, конкуренции среди поставщиков (подрядчиков, исполнителей), что повлекло за собой признание большинства конкурентных закупок несостоявшимися.
В целях решения указанных проблем как на федеральном, так и на региональном уровнях были оперативно приняты необходимые меры по предотвращению последствий введенных санкций, в частности позволяющие изменить существенные условия контракта, а также введены дополнительные случи осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Это позволило заказчикам Республики Коми заключить контракты с добросовестными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и в сжатые сроки удовлетворить потребности региона.
Так, в 2022 году заключено 55 контрактов на общую сумму 7,2 млрд рублей, в том числе на строительство (капитальный, текущий ремонт, подготовка ПСД) заключен 21 контракт с единственным подрядчиком на общую сумму 7,1 млрд рублей.
В 2023 году заключено 68 контрактов на общую сумму 1,936 млрд рублей, из них 17 контрактов на подрядные работы на общую сумму 705 млн рублей.
Кроме возможности заключать в отдельных случаях контракты с единственным поставщиком, в 2022 году законодательно была подкреплена возможность по соглашению сторон изменять существенные условия контракта, заключенного до 1 января 2024 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Данная норма позволила минимизировать риски неисполнения контрактов в связи с санкциями, которые в том числе привели к значительному удорожанию стоимости готовой продукции.
"Несмотря на возможность заказчиков в 2022-2023 годах заключать контракты с единственным поставщиком по дополнительным случаям, предусмотренным в связи со сложной геополитической обстановкой, заказчики республики, рассматривая все с точки зрения эффективности расходования бюджетных средств, рационально использовали все инструменты, предусмотренные законодательством о закупках. Благодаря чему, республика не потеряла конкурентные способы закупок", – подчеркнула Мария Родионова.
Так, удельный вес неконкурентных и конкурентных закупок по количеству закупок, в результате которых был заключен контракт, демонстрирует положительную динамику по уменьшению доли неконкурентных закупок в 2023 году по сравнению с 2022 годом. В целом по республике по итогам 9 месяцев 2023 года количественное соотношение конкурентных и неконкурентных процедур составляло 1 к 5, в 2022 года количественное соотношение конкурентных и неконкурентных процедур составляло 1 к 7,6.