Музей ВГИК представил выставку к 125-летию со дня рождения Ефима Дзигана
Музей ВГИК подготовил выставку к 125-летию со дня рождения кинорежиссера Ефима Дзигана, автора фильма "Мы из Кронштадта". Как сегодня воспринимается излишне идеологизированное творчество Дзигана, разбирался Станислав Анисимов.
Вспоминать и пересматривать кинематографическое наследие Ефима Дзигана непросто. В его фильмографии работы о военном и революционном времени. Колоритная композиция кадров, избыточная экспрессия – все это сегодня едва ли не китч, дурной вкус. Зачем же обращаться к этому автору в наши дни? "Когда мы готовились к проведению выставки и празднованию 25-летия Дзигана, у меня было впечатление, что я буду страшно разочарован. В начале даже как-то так и было. Многие фильмы его устарели", – рассказал киновед Сергей Каптерев.
Но глубокое изучение материала заставило переменить точку зрения специалистов. Уже на выставке понятно, что Дзиган не только следовал своей теме на протяжении всей жизни, но и экспериментировал с киноязыком. Фильм "Мы из Кронштадта " – классика революционного кино. В эпизоде казни моряков изначально задумывалась монтажная кинометафора – показать в склейке свободно парящих чаек. Но Дзиган объединил эти кадры и директору картины пришлось самому отлавливать и выпускать в кадр вместе с актёрами птиц.
"Там же видно, что он прекрасно работал с натурой во многих фильмах. Где-то, конечно, павильон, с декорациями или с интерьерами просто реальными, но с натурой он работал интересно, очень интересно, экспрессивно", – отметил Сергей Каптерев.
На выставке во ВГИКе представлены и теоретические работы Ефима Дзигана. С 1937 года он преподавал в институте кинематографии, вел мастерские актеров и режиссеров. В фильмотеке института сохранилась беззвучная, но от того не менее выразительная хроника работы Ефима Львовича со студентами. "Мне кажется , что настало время начать смотреть Ефима Львовича Дзигана без предубеждений и отдавая должное его таланту, его недостаткам. Для этого нужны такие режиссеры, чтобы они открыли самих себя через много лет", – подчеркнул Сергей Каптерев.
Современные режиссеры и киноведы, преодолев смущение перед идеологизированностью фильмов Дзигана, неизменно открывают для себя его авторскую систему выразительных средств, четко выстроенную и удивительно мощную по своему эффекту.