Юрий Норштейн вспоминает о режиссере Отаре Иоселиани
В Тбилиси прощаются с Отаром Иоселиани. Об истории знакомства с режиссёром, дружбе, которая длилась более 45 лет, и о творческом методе мастера расскажет мультипликатор Юрий Норштейн.
Юрий Норштейн, художник-мультипликатор, народный артист России: "Я даже помню точку знакомства. Это было в Доме кино на юбилее Хитрука. Вдруг меня сзади кто-то обнимает и говорит – родной мой. Мы с ним познакомились и как-будто всегда были знакомы. Я обожаю пушкинскую фразу: "слова поэта – суть его дела". Отар нёс в себе это качество. Его фильмы – это он. Дружил с ним Юра Рост. Я специально принёс книжку "Групповой портрет на фоне века". Здесь я открыл главу, которую Юра посвятил Отару Иоселиани. Это фотография, на которой Отар у себя в Грузии, Тбилиси. Вы видите, какая непритязательная обстановка. Почему я ещё достал эту книжку, потому что здесь Юра пофазно показал, как Отар выпивает. Это у него в мастерской. Но из этого не складывается впечатление, что Отар был пьяницей и черте чем занимался. Он занимался жизнью, бытием".
"Он не любил крупные планы, но в фильме "Листопад", где в основном действие на среднем, общем плане, есть крупные планы стариков, старух, когда они собирают виноград. Он брал крупные планы, потому что в этом – бытие, в этом жизнь", – отмечает Юрий Норштейн.
"Листопад" – непритязательная история. Саперави ещё не было готово, а план надо выполнять и его решили всё-таки пустить в розлив. Он никого не делает подлецами или глупыми, или умными. Нет. Самое главное, что они все понимают", – говорит Юрий Борисович.
"Легко разделить – положительное, отрицательное. У него развивается всё по признаку соприкосновения с жизнью. И это самое главное. Но когда приходит другая сила, которая тебя заставляет во имя плана, во имя, ложно понятой чести, терять честь – это для него абсолютно нестерпимо", – подчеркивает Норштейн.
"Именно по этой причине его фильмы так трудно проходили, потому что он всё равно касался очень важных вещей, может быть, самых важных", – поясняет Юрий Брисович Норштейн.