Музей кино посвятил выставку персонажам фильмов Гайдая
"Наши люди" – выставка, посвященная персонажам фильмов Леонида Гайдая, открывается в Музее кино на ВДНХ. Пространство экспозиции напоминает многоквартирный дом, в котором посетители могут оказаться внутри картин режиссера. Репортаж Юлии Кундрюковой.
Все эти люди настолько наши, что даже немного странно видеть их частью экспозиции. Всё равно что фото соседа по лестничной клетке вдруг оказалось бы на выставке. В Музее кино решили празднично завершить юбилейный год Леонида Гайдая – построили квартиру, каждой комнате дали название. "Зона "Это я удачно зашел" посвящена как-раз-таки фильму "12 стульев" и Остапу Бендеру прежде всего", – пояснил куратор выставки Никита Котик.
Многое из того, что есть на выставке – реконструкция, оригинальные предметы из картин Гайдая в постоянной экспозиции Мосфильма, но есть и артефакты, которые хранятся здесь, в музее. Сейчас не каждый догадается, как без компьютерной графики оператор Игорь Черных снял эту знаменитую сцену из "Бриллиантовой руки". "Была придумана Черныхом вот такая двойная линза, она не ровная, только середина абсолютно прозрачная, ровная. Камера ставилась на середину, и через линзу, когда они крутятся в разные стороны, производилась съемка, в кадре всё плыло", – рассказала директор Музея кино Лариса Баженова.
"Хоромы-то тесные", – заметил Иван Васильевич. Кухня здесь не только как образ из фильма, это – реалии советской действительности. Здесь проходили самые важные разговоры. На кухне состоялся первый осмысленный диалог между инженером Тимофеевым и царем Иваном Грозным. Сатирический взгляд Леонида Гайдая всегда был острым, но не злым. Шпак, у которого украли всё, что нажито непосильным трудом, вызывал и смех, и сочувствие, хотя персонаж не самый благородный. Как и Семён Горбунков – связавшийся с бандитами контрабандист, жертва обстоятельств. Откровенный вор Жорж Милославский очаровывал. Выставку, где можно и телевизор с "Лебединым озером" сделать погромче, и в глазок знаменитой двери заглянуть, посетила и внучка режиссера Ольга Худякова.
"У него и мама, и папа, и брат, и сестра тоже очень были всегда творческие. В общем, всегда всех отличал такой вот взгляд на жизнь – с иронией, но при этом всегда, тем не менее, с добротой. Какая бы сатира ни была, это добрая сатира", – отметила внучка Л. Гайдая Ольга Худякова.
Эта выставка о Гайдае не первая, которую организовывает Музей кино. Несколько подобных прошли в регионах, одна из последних – в ДНР. Все они разные, но задача общая: кому-то напомнить, а кому-то впервые открыть вселенную персонажей и образов, которые были и во многом остаются нашими людьми.