Удары Израиля по сектору Газа угрожают мировой торговле
По сообщению пресс-службы Кремля, "подчеркнута важность скорейшего прекращения кровопролития и возобновления политического процесса ближневосточного урегулирования на общепризнанной международно-правовой основе, предусматривающей создание Государства Палестина в границах 1967 года". Тем временем операция израильской армии и ракетные обстрелы сектора Газа продолжаются.
В палестинском анклаве – гуманитарная катастрофа. По данным ЮНИСЕФ, у 80% процентов детей младше 5 лет не хватает еды, а система здравоохранения сектора Газа полностью разрушена. Всемирная организация здравоохранения предупреждает: из-за ужасных санитарных условий и отсутствия питьевой воды инфекционные заболевания неизбежны.
Совбез ООН, однако, из-за позиции США так и не смог принять резолюцию о прекращении огня в секторе Газа. Вот конфликт и разрастается. Йеменские хуситы, что с самого начала объявили о поддержке ХАМАС, нацелились на коммерческие суда в Красном море, которые, по их мнению, связаны с Израилем. По сообщению Минобороны США, хуситы нанесли более 100 ударов беспилотниками и баллистическими ракетами по 10 коммерческим судам.
В итоге многие перевозчики вынуждены направлять свои суда в обход через юг Африки, что не ближний свет. Сколь велика угроза международной торговле?
"Добро пожаловать в Египет", – гласит огромная надпись на одном из берегов Суэцкого канала. Только вот визитеров – кораблей, что пользуются этим маршрутом – с каждым днем все меньше. Если раньше танкеры и контейнеровозы шли по каналу один за другим, то сейчас движение свободно настолько, что даже местные рыбаки на весельных лодках без особой опаски выходят на фарватер.
Последние полтора века это главный морской торговый путь, что соединяет Европу и Азию. Но если еще неделю назад через Суэцкий канал ежедневно проходили до 60 торговых судов, то теперь их количество сократилось почти в два раза.
Причина этого – за полторы тысяч морских миль отсюда, в южной оконечности Красного моря. Еще месяц назад йеменские хуситы объявили, что будут атаковать в Баб-Эль-Мандебском проливе корабли, идущие в порты Израиля. И быстро перешли от слов к делу.
Первым стал сухогруз "Гэлакси Лидер" – на его палубу с воздуха высадился вооруженный десант. Боевики группировки "Ансар Аллах" захватили судно и отбуксировали к берегам Йемена, превратив в местную достопримечательность. Теперь туда возят туристов.
Позже последовали атаки с применением беспилотников и даже, как утверждается, баллистических ракет. Всего под ударом оказались как минимум 10 торговых кораблей, причем к Израилю большинство из них никакого отношения не имели. Но теперь все будет иначе, обещают в Вашингтоне. В понедельник в Пентагоне заявили, что начинают в Красном море операцию под названием "Страж процветания".
"Вы здесь для того, чтобы сохранить открытыми международные морские пути и обеспечить свободное движение глобальной торговли. Вы знаете, что от 10 до 15% мировой торговли проходит через Красное море. Поэтому сохранение этого торгового потока без перебоев и притеснений важно для всех наших стран", – заявил министр обороны США Ллойд Остин.
О начале военной операции глава американского оборонного ведомства Ллойд Остин объявил во время визита в Бахрейн – единственную страну региона, ее поддержавшую.
Эскалация конфликта в секторе Газа привела к небывалой консолидации всего мусульманского мира – причем как шиитского, так и суннитского – вокруг Палестины. В объявленной Вашингтоном операции против йеменских хуситов не принимают участие такие ключевые страны региона как Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. В стороне остался и Египет – и это при том, что Каир ежедневно теряет десятки миллионов долларов от сокращения судоходства в Суэцком канале.
Требование хуситов – остановить кровопролитие в секторе Газа – на Ближнем Востоке полностью разделяют. А сама йеменская группировка "Ансар Аллах" называет создание военной коалиции очередным враждебным шагом США против палестинского народа.
Но Йемен не Газа, предупреждают хуситы. В стране уже объявили всеобщую мобилизацию, поместно развернув лагеря боевой подготовки, и посоветовали кораблям НАТО держаться подальше от йеменских берегов.
"Нападение американцев на нашу страну будет большой глупостью. Если они думают, что мы будем сидеть, сложа руки, то они ошибаются. Мы нацелим всю свою мощь на американские линкоры, их корабли станут мишенью для наших беспилотников и ракет", – обещает верховный лидер повстанцев-хуситов Абдель Малек аль-Хути.
Ответить йеменцем есть чем. На вооружении у хуситов широкий спектр противокорабельных ракет как собственного, так и иранского производства.
Тегеран щедро поддерживает своих прокси в регионе и оружием, и деньгами. Рассуждая о возможных масштабах операции, агентство Bloomberg, сознательно или нет, выкладывает все карты американцев на стол.
- Если это не окажет успокаивающего эффекта на деятельность хуситов, то было бы вполне уместно нанести удар по спонсору – Ирану, – особенно по его морской инфраструктуре в северной части Индийского океана и Персидском заливе.
Новости о создании антихуситский коалиции пока никак не повлияли на решения перевозчиков обходить потенциально опасный маршрут через Красное море. Крупнейшие корпорации, похоже, больше впечатлены теми несколькими случаями, когда хуситским дронам удалось поразить цели, чем присутствием в регионе эскадры НАТО.
Британский нефтегазовый гигант BP, заявил, что его танкеры пока не будут заходить в Красное море. А четыре транспортные компании, на долю которых приходится более половины мирового объем морских контейнерных перевозок, рекомендовали своим судам выбрать пусть и более длинный, зато безопасный маршрут: огибать Африканский континент с юга и, словно в эпоху великих географических открытий, идти мимо Мыса Доброй Надежды. Это увеличивает время доставки почти на две недели и уже сказывается на стоимости перевозимых грузов – в первую очередь энергоносителей.
"Мы уже видим, как цены на газ в Европе подскочили на 12%, в частности в Великобритании, а нефть выросла на 4% до примерно 77 долларов за баррель с 5-месячного минимума, который мы наблюдали только на прошлой неделе", – говорит аналитик по экономическим и политическим рискам Ахмед Хелал.
Йеменская группировка "Ансар Аллах" тем временем заявила, что теперь будет атаковать новую цель каждые 12 часов. При этом под ударом окажутся уже не только суда, следующие в Израиль, но и корабли, принадлежащие странам, поддержавшим операцию США, вне зависимости от пункта их назначения.