Выставка "Формула Руси 17/20" открылась в Новом Иерусалиме
Выставка "Формула Руси 17/20" открылась в Новом Иерусалиме. Это рассказ о том, как в искусстве Серебряного века отразились история и визуальные образы допетровской России. Чем вдохновлялись художники на рубеже XIX–XX веков, расскажет Антон Николаев.
Для музея "Новый Иерусалим" выставка "Формула Руси 17/20" – эксперимент. И во многом смелый. Идея заключается в том, чтобы зрители, посетив постоянную экспозицию и напитавшись образами эпохи царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, основавшего Ново-Иерусалимский монастырь, оказались затем в зале искусства Серебряного века. И встретились здесь с образами вроде знакомыми, но только внешне, внутренне же радикально переосмысленными и часто по отношению к первоисточнику противоположными по смыслу.
"В полной мере представить эту картину, чтобы посетители могли увидеть, на что смотрели художники Серебряного века. Сам посетитель видит эти образы, элементы декора, орнамента, и как они трансформируются в художественном языке. Безусловно, для нас это новый и смелый шаг, новый взгляд на то, как должен строиться временный проект, в том числе в музее "Новый Иерусалим", – поделилась директор государственного историко-художественного музея "Новый Иерусалим" Анна Антипенко.
Иногда стилизация, как эта "буденовка" для красноармейцев, иногда идеализация, как в этих рисунках Ивана Билибина. Экспонаты собирали по государственным и частным собраниям. По словам автора выставки, искусствоведа Василия Успенского, задача заключалась в том, чтобы рассказать историю – о том, как царь Петр отверг Древнюю Русь и на эстетическом, и на идеологическом уровне, а затем в разные эпохи Россия возвращалась к своим истокам.
"Екатерина II, которая была немкой, и у нее были некоторые проблемы с легитимностью власти, потому что она взошла на трон в результате переворота, старалась подчеркнуть, что она своя здесь. И вот – обрядилась в русское платье и при дворе ввела русское платье. Здесь она в народном костюме, который восходит к допетровскому времени. И, например, в архитектуре – экспериментируя с русским стилем, изобретя такую немножко странную вещь, как русская готика – ансамбль Царицына или Петровского путевого дворца", – рассказал искусствовед, куратор выставки Василий Успенский.
В начале ХХ века вновь произошел радикальный слом традиции. Хотя некоторые художники явно ностальгировали по прошлому. Василий Успенский считает, что это и есть формула Руси, к которой даже в советские годы тяготело искусство. Пускай и на уровне одних только внешних символов. Например, в фильме "Иван Грозный" Сергея Эйзенштейна в качестве реквизита использовались подлинные экспонаты музея "Новый Иерусалим".