Суперджет-100 получил сертификат от Росавиации на установку российских систем и агрегатов
Производственный центр "Яковлев" в Комсомольске-на-Амуре – родина Суперджетов. С 2008 года эту колыбель покинули более двухсот пассажирских лайнеров.
Сейчас здесь работают над новыми машинами, в которых не останется иностранных компонентов – вот они. Как знак качества и итог напряженного года – "добро" получено: Росавиация утвердила обновлённый каркас планера, который создавался под установку российских систем и агрегатов – в том числе – нового, отечественного двигателя ПД-8.
Несколько месяцев сертификационные центры в Жуковском и Новосибирске проводили статические и прочностные испытания – 22 тысячи лабораторных "полетов".
Одобрены и новые технологические процессы по производству модифицированной конструкции самолета. Серийный выпуск с 2024 – не менее 20 самолетов в год.
Ну а этот год – важная веха для программы Суперджет 100. 15 лет прошло с тех пор, как он впервые поднялся в небо. А в 2023 году первый полет совершил практически полностью импортозамещенный Суперджет Нью. На глазах тысяч заводчан, 54 минуты в небе, оценка "Отлично".
Именно эта машина в 2023 открыла новую веху гражданской авиации. Всего же за 2023 году лайнеры этого типа достигли рекордного налета: отдельные машины проводили в небе до 14 часов в сутки! На самолетах Суперджет открыто 190 новых маршрутов!
Спрос на российские лайнеры растет, и параллельно в Объединенной авиастроительной корпорации развивают систему послепродажного обслуживания.
"Шиномонтаж" и полная "диспансеризация". Этот авиационно-технический комплекс в Жуковском выполняет полный спектр обслуживания самолетов Суперджет.
Денис Белов, начальник авиационно-технического комплекса ОАК – Яковлев: "Поиск – устранение неисправности, то есть, все, что связано с поддержанием летной годности, с приведением его в состояние летной годности, возможно сделать силами специалистов, которые работают здесь. И это люди, которые любят свою профессию, которые имеют профильное образование, и они не просто работают, они живут этой профессией!".
Иными словами – терапия, эндоскопия и даже нейрохирургия для самолетов.
К примеру, вот эта российская разработка проверяет радиоэлектронные компоненты самолета на отказ – причем, не важно – отечественного они производства или импортного. Раньше неисправные модули отправляли поставщику, теперь – активно осваивают виды ремонта, которые иностранные партнеры отказались выполнять.
Александр Колбасов, руководитель проекта по авиационному и радиоэлектронному оборудованию и техническому обслуживанию компонентов ОАК – Яковлев: "С помощью этого комплекса мы можем определить неисправность компонента, и в дальнейшем, по итогам диагностики, выполнить его ремонт и техническое обслуживание. В некоторых случаях – до элемента на плате – расскажет, какой элемент нужно на плате поменять".
На маршрутах российских авиакомпаний работают 168 Суперджетов. Станции по техническому обслуживанию самолетов Яковлева открываются и в регионах – это удобно эксплуатантам. Есть система складов, чтобы доставлять комплектующие в считанные часы и возвращать самолеты на линию максимально оперативно.
Ну а мы – снова в Комсомольске-на-Амуре, где сейчас готовят к первым летным испытаниям аналог действующих Суперджет 100, с иностранными комплектующими, но российским двигателем ПД-8. Одновременно модернизируют не только лайнер, но и производство.
Андрей Богинский, генеральный директор ПАО "Яковлев" – заместитель генерального директора ПАО "ОАК" по гражданской авиации: "Здесь перемен потребовала в первую очередь изменение геометрических размеров самолета за счет установки аэродинамических законцовок, поэтому габариты увеличились, это потребовало изменения производственных мощностей. Чтобы сделать прямоточный конвейер, построены корпус летно-испытательной станции, где мы сейчас находимся, будет предусмотрен второй аналогичный корпус".
Параллельно развивается программа по замене в действующем парке воздушных судов импортных комплектующих российскими, уже сейчас – это более 200 компонентов. Ну а полет с отечественным двигателем – уже буквально за рубежом нового года: приступить к испытаниям в небе планируют в первом квартале 2024 года.