Посетители Русского музея увидят утраченное и вновь обретенное полотно Брюллова
Святая святых Русского музея – это помещения фондов, где хранятся произведения XVIII – первой половины XIX веков. Кипренский, Репин, Айвазовский – всего 4 тысячи картин. Но одна из них – знаменитый шедевр, который при этом в России мало кто видел. Это загадочное полотно Брюллова "Христос во гробе".
История этого полотна – настоящий детектив. О его существовании было известно из документов, однако где находится картина, никто не знал. Долгие десятилетия она считалась утерянной, пока однажды мир искусства не взбудоражили слухи: "Христос во гробе" найден где-то в Европе.
"Я пытался всеми силами выяснить, где оно, поскольку совершенно очевидно, что ему следует находиться в Русском музее. И, наконец, в один прекрасный момент появился антиквар, дилер, коллекционер, который сказал, что знает, где находится вещь", – говорит заведующий отделом живописи XVIII – первой половины XIX веков Государственного русского музея Григорий Голдовский.
Картина обнаружилась в скромном православном приходе в Брюсселе. Дилер пригласил экспертов Русского музея с тем, чтобы они подтвердили авторство.
"Мы безоговорочно в течение нескольких секунд убедились, что это действительно знаменитый брюлловский "Христос во гробе". Тут же на наших глазах – понадобился час – покупатель вместе со священником отправился к нотариусу, где оформил приобретение этой вещи", – рассказал Голдовский.
Покупатель Александр Певзнер привез картину в Россию. Русский музей был готов купить ее за цену, вчетверо превышающую ту, что выставил священник. Сгубила Певзнера жадность: в таможенной декларации, чтобы сэкономить на пошлине, он указал, что стоимость полотна всего-то 900 долларов. Картину конфисковали, и с тех пор – вот уже 20 лет – она находится в запасниках. То в качестве вещдока, то как орудие преступления (это официальная формулировка). Разбирательства в судах – от районного до Верховного и Конституционного – казались бесконечными, но все же в итоге Певзнер проиграл.
"Картина Брюллова теперь входит в государственный музейный фонд РФ. Сегодня не смеет никто даже в мыслях прикоснуться к собственности Российской Федерации, претендовать на то, чтобы картина покинула Россию. Это не произойдет никогда", – уверена директор Государственного русского музея Алла Манилова.
"Христос во гробе" – это запрестольный образ. Брюллов писал его для домовой церкви в редчайшей технике транспарент, по принципу витража: чтобы живопись заиграла, нужно, чтобы через нее проникал свет.
Пластика, ракурс, полутона таковы, что понимаешь: изображена не смерть, изображено успение. Ангела, склоненного над Христом, и не видно сразу – полотно раскрывается постепенно. Следы крови на терновом венце, нимб над головой. Публика впервые увидит эту картину на выставке посвященной 225-летию Брюллова в конце следующего года, а после образ уйдет на реставрацию. И кто знает, какие еще секреты он откроет нам.