Новое прочтение "Щелкунчика"представили в Эрмитажном театре
Еще один "Щелкунчик". Новое прочтение классического балета представили в Эрмитажном театре. В редакции Николая Андросова история рассказывается от лица Дроссельмейера, превращаясь в философскую притчу. Екатерина Грициенко делится впечатлениями.
Для автора сказки "Щелкунчик" Эрнста Теодора Амадея Гофмана именно детство было источником чистоты и настоящей радости. А проводником в лабиринте времени и пространства он назначил Дроссельмейера.
Старший советник суда, крестный Мари и Фрица, королевский часовщик. К Рождеству он всегда мастерил затейливую игрушку. Но кто же такой этот Дроссельмейер? Гофман описал его так – маленький, сухонький человек. Кажется, никакого сходства со звездой мирового балета. Но постановщики и не искали внешних совпадений. Во время фотосессии для афиши к спектаклю родилась совсем другая идея. Рассказать историю от лица автора. "Увидел схожесть Фаруха, когда он одел парик и костюм. И он увидел схожесть его с Гофманом", – говорит руководитель проекта Наталья Орлова.
Фантазия и в жизни и в творчестве была для Гофмана спасительной. Про него говорили – "он заставил танцевать, стеснявшую его реальность". Причем под собственную музыку. Мало кто знает, что Гофман был не только писатель, но и композитор-романтик. Его Мизерере и фрагмент из оперы "Дирна" авторы новой постановки искусно вплели в кружевную ткань музыки Чайковского. "Гофман – прежде всего мистик, конечно. Слово очень многослойное. Это человек уже где-то не на земле", – считает народный артист России Фарух Рузиматов.
Главная партия в балете так и названа – Гофман-Дроссельмейер. Присутствие автора превращает "Щелкунчика" в настоящую философскую притчу. "Щелкунчик" – самая рождественская из всех сказок. Она легко убеждает читателя – в привычном и обыденном есть тысячи граней, стоит лишь вглядеться – чудеса повсюду. Но исследует Гофман и темные стороны человеческой души. Внутренний мир его героев становится местом битвы добра со злом. Главная идея и сказки и сказочного балета – одна на все времена. "А она заключена в том, что девочка Мари проявляет милосердие и любовь к Щелкунчику. Тем самым она его спасает. И спасает его душу, и душу любого человека", – делится хореограф, заслуженный деятель искусств России Николай Андросов.
Превратившись в прекрасного принца, Щелкунчик забирает Мари в Конфитюренбург. Волшебную страну, где нет вражды, страха и ненависти. Что это – явь или ночное видение? Решает только зритель.