В "Геликон-опере" отмечают премьерой Старый Новый год
Старый Новый год в "Геликон-опере" отмечают премьерой. Режиссер Сергей Новиков поставил "Черевички" Чайковского – самое веселое оперное произведение композитора, наполненное юмором и фантасмагорией. Елена Ворошилова расскажет о спектакле.
На гриме Елисей Лаптев больше часа. Силиконовые рожки с подсветкой. Протезный желатин. Спиртовые краски. И вот уже не лицо – маска черта. К встрече с этим красавчиком готовится Солоха Валентины Гофер. Эта парочка наделала немало шума в гоголевских "Вечерах на хуторе близ Диканьки", которые вдохновили Чайковского на создание оперы. Возможно, из-за происков нечистой силы. Пётр Ильич писал оперу дважды. Сначала, в 1876, назвал "Кузнец Вакула". Через 11 лет – "Черевички". "Музыка Чайковского очень сложна. Это сложная фактура, сложная оркестровка. Она очень сложная технически в исполнении и для певцов, и для оркестра", – говорит дирижер-постановщик Филипп Селиванов.
Сергей Абабкин – тот самый кузнец Вакула. Выполняя каприз Оксаны, отправится в Петербург за чечевичками к императрице. Заарканит самого чёрта и поборет страх высоты. "Самое тонизирующее место, когда мы с чёртом оказываемся на самом верху сугроба. Высота где-то три метра: в этот момент сложно смотреть на дирижёра и петь", – признается солист Московского музыкального театра "Геликон-опера" Сергей Абабкин
У Чайковского изначально Екатерина II появлялась на сцене, но цензура запретила показывать в театре венценосных особ. Композитор переписал фрагмент. Оставил фаворита императрицы – Григория Потёмкина. Он вручает Вакуле заветные черевички, которые исчезнут на глазах у зрителей. Екатерину Вторую и Потемкина зрители могут увидеть на выставке в фойе Сергея Зимина. Здесь картины Левицкого, Тропинина, Боровиковского: 32 работы из восьми частных коллекций. "Они создают образы, настроение, сопровождают наш спектакль. Среди них можно увидеть портреты князей Кочубеев, которые были владельцами хутора на протяжении многих веков", – рассказывает куратор выставки Влад Ступак.
Икорка, блинчики, соленья. Ростислав Протасов создал настоящий украинский хутор. Его самая большая гордость – черевички. Бальные туфельки, инкрустированные камнями, сделали петербургские мастерские. "В них танцевали, они служили недолго, быстро рассыпались. Ходить было тоже тяжело, особенно по морозу, поэтому Оксане были совершенно не к чему такие туфли", – считает художник-постановщик Ростислав Протасов.
Премьера "Черевичек" в "Геликоне" попала на Святочную неделю. По поверьям, это время, когда можно столкнуться с нечистью. На сцене её было много, а волшебства не очень.