Рождественский фестиваль духовной музыки открылся в Москве
Московский Синодальный хор выступил на открытии Рождественского фестиваля в Доме музыки. Под звуки органа и звон колоколов музыканты исполнили православные сочинения двух христианских культур Востока и Запада. На концерте побывал Антон Николаев.
Солисты Московского Синодального хора в полной темноте выходят на сцену. Звучит одиночный звук колокола. Самое главное событие в истории человечества – Рождество Христово – произошло таинственным образом. "Рождественских звонов как таковых нет. Если на праздник Святого Христова Воскресения – Пасху – всё звенит, звучит, играет кругом, то, по моему мнению, Рождество – это праздник тихий", – поделился старший звонарь Ярославской митрополии Владимир Дегтярёв.
Пока это репетиция. Хористы и приглашенные солисты оттачивают мастерство исполнения, пока художественный руководитель Синодального хора Алексей Пузаков не останется доволен. Песнопения Рождества Христова – это прежде всего прославление Божией Матери. "Если текст внутри проживается как молитва, не как, упаси Боже, в театре, там предлагаемые обстоятельства. Самое главное – молитва: Господи помилуй, Пресвятая Богородица, спаси нас. Если в душе есть это зерно, то и люди, которые приходят на концерт, это чувствуют", – сказала солистка Московского Синодального хора Светлана Полянская.
Привычные сегодня церковные песнопения – это сочинения композиторов XIX века. Но вершиной русского хорового исполнения является знаменный распев. Он был распространен на Руси в допетровские времена, когда эпоха композиторов еще не наступила. "Конечно, текст не всегда бывает понятен, но у меня есть ощущение, что и в древние века не каждое слово человек мог понять. Но если погружаться в это искусство, всё становится ясным. А до конца постичь глубину смыслов невозможно", – отметил художественный руководитель и главный дирижер Московского Синодального хора Алексей Пузаков.
Рождество Христово – это еще и рождение великой христианской культуры, частью которой является традиция русского знаменного пения, а его сегодня можно услышать или в древних монастырях, или на концерте.