Холмогорская резьба по кости стала достоянием России
В музее косторезного училища села Ломоносово – лучшие работы студентов. Чтобы защитить диплом, ребята детально вытачивали, обрабатывали и наносили рисунок на кость. Верх искусства – ажурный орнамент на кубке или шкатулке. Резьба по кости – дело тонкое. Небольшой промах – и прощай, работа длинною в несколько месяцев. У одних нервы сдают, у других, наоборот, появляется азарт. Были случаи – переделывали работу за неделю!
"Дети есть дети – балуются. Пробежали мимо, задели, и вдребезги. Восстановить невозможно. Человек порасстраивался-порасстраивался, а что делать? Взял за неделю все это и выполнил".
Преподаватель спецдисциплин Владимир Минин может часами водить экскурсию по музею и рассказывать о косторезном искусстве Севера. В 17 веке наши мастера не знали себе равных. Из мамонтовой кости делали браслеты, кубки, зеркала, гребни. Изделия пользовались огромным спросом. А вот сейчас мамонта еще добыть надо – самый качественный материал в Якутии, и стоит немало. Поэтому простой кости других животных здесь почет и уважение.
Владимир Минин, преподаватель спецдисциплин профессионального училища №27:"Материал творческий – простая кость. Заставляет человека думать, потому что из большого куска – из мамонта – легко сделать, а из простой кости надо еще подумать, как ее распилить, как использовать все ее загибы".
Но плох тот студент, который не хотел бы попробовать мамонта "на вкус". С этим материалом работать одно удовольствие – бормашина идет без усилий, бивни предка слона мягкие и податливые.
Елена Юрьева, корреспондент:"Это бивень мамонта в срезе. Когда его достают из мерзлоты, он темного цвета. Кто не знает специфики, тот даже не догадается, что это кость. Потом она светлеет. И очень важно сказать, что кость не боится ничего, кроме резкого перепада температуры и влажности".
В новом здании косторезного училища соблюдаются все температурные нормы, только учится в нем по-прежнему мало ребят. Сейчас знания получает 21 человек, а могли бы принять 35. Мария Соловьева приехала учиться из Петербурга. Говорит, о выборе не пожалела. Ни распута весной и осенью, ни деревенский быт ее не смущают.
Мария Соловьева, студентка профессионального училища №27:"Наоборот, я даже удивлена, что мне привычнее жить в деревне, вдали от городской суеты. Это очень помогает сосредоточиться, и мне гораздо легче учиться – в городе у меня с этим были проблемы".
В будущем студентка мечтает посвятить себя ювелирному делу или резьбе по кости. Признание холмогорского промысла на федеральном уровне, считает директор училища, позволит сделать резьбу популярнее и привлечь больше абитуриентов.
Евгений Колмогорцев, директор профессионального училища №27:"К большому сожалению, есть тенденция к утрате носителей данной культуры. Чтобы не произошло утраты промысла в целом, был создан данный реестр. Этот реестр касается только нематериальных объектов – это не памятники, не скульптура, не архитектура. То, что нельзя пощупать – это этнос, это музыкальные произведения, это костюмы".
Каждый регион в реестре представлен уникальными традициями. Например, республика Коми – росписью по дереву, Вологодская область – кружевом. От Северо-Западного округа – 19 объектов. Материал дополнят фотографиями и видео. Это отличная идея по сохранению наследия, считает студентка Анна Филимонова. Она и сама подумывала о создании подобного контента.
Анна Филимонова, студентка профессионального училища №27:"На самом деле промысел очень интересный. И очень жаль, что о нем сейчас мало кто знает из нынешнего поколения молодежи. Они больше по специальностям техника, информация".
Настанет день – Анна отложит бормашинку, возьмет в руки телефон и сделает несколько роликов о жизни родного училища. Как известно, новые технологии плюс креативный подход могут помочь в сохранении культурного наследия и привлечь тех, кто мечтает создавать шедевры своими руками.