Крушение Ил-76 с пленными 28 января 2024, 19:50 28 января 2024, 20:50 28 января 2024, 21:50 28 января 2024, 22:50 28 января 2024, 23:50 29 января 2024, 00:50 29 января 2024, 01:50 29 января 2024, 02:50 29 января 2024, 03:50 29 января 2024, 04:50 29 января 2024, 05:50
  • Александр Коробов
  • Ольга Скабеева

Ил-76 с пленными атаковали зенитной ракетой с территории Украины

  • Ил-76 с пленными атаковали зенитной ракетой с территории Украины
  • Картинка
    Ил-76 с пленными атаковали зенитной ракетой с территории Украины
  • Ил-76 с пленными атаковали зенитной ракетой с территории Украины
Утром в среду, 24 января, украинские военные натовской ракетой сбили над Белгородской областью российский военно-транспортный самолет Ил-76. 6 членов экипажа и трое сопровождающих перевозили 65 украинские военнопленных, что направлялись на Украину для обмена. В России атаку на самолет назвали терактом.

Подробно по теме на встрече со студентами-участниками СВО высказался президент России Владимир Путин:

"Сбили наш самолет Ил-76 со своими военнослужащими, 65 человек. Мы не просто же туда их подвозили. Главное управление разведки ВСУ знали о том, что мы туда везем военнослужащих. А всего запланировано было, по-моему, 190. И, зная об этом, нанесли удар по этому самолету. Я не знаю, специально они сделали это или по ошибке, по недомыслию, но очевидно, что это они сделали. Во-первых, потому что были зафиксированы пуски двух ракет с территорий, подконтрольных киевскому режиму в 11 часов 10 минут. Поражение летательного аппарата произошло через 2-3 минуты. Отреагировать было практически невозможно".

"Во-вторых, это не могло быть ни при каких обстоятельствах дружественным огнем, как в таких случаях говорят, потому что самолет был поражен системами ПВО, не армейскими какими-то средствами – ПЗРК и так далее, а именно ракетами ПВО, это видно по элементам поражения. А наши системы ПВО по своему самолету по определению наносить удар не могут: там стоят системы "свой-чужой", и сколько оператор на кнопку бы ни нажимал, наши системы ПВО не сработали бы. Техника, – продолжил Путин. – Да и средства поражения на месте изъяты, они говорят о том, что это именно ракеты ПВО. Скорее всего, это американские системы Patriot, либо европейские системы ПВО, скорее всего, французские. Но в любом случае то, что произошло – это преступление или по неосторожности, – я вынужден применить и такую юридическую формулировку, она имеется, – или специально. Но в любом случае это преступление".

Новость о крушении российского транспортника в украинских СМИ встретили бурным ликованием. "Украинская правда", а следом и другие издания вышли под заголовками "В Белгородской области РФ упал самолет Ил-76: в ВСУ заявили, что "это их работа". Но как только появилась информация, что на борту были свои, заголовки стали подтирать, удаляя любое упоминание ВСУ.

Весь день из официальных киевских кабинетов неслась какая-то несуразица. То они знали про обмен, то их не предупредили, и вообще они не уверены, что на борту находились украинские военнопленные. В любом случае, во всем виновата Россия, а российский самолет – это законная цель. Лишь к ночи выступил президент Украины Владимир Зеленский, заявив, что ГУР займется выяснением судьбы пленных и необходимо международное расследование.

Россия в день теракта запросила срочное заседание Совбеза ООН по поводу действий Украины. Но Франция, председательствующая в Совбезе, отказала под предлогом того, что данных недостаточно. Таким образом Запад дает Украине время придумать хоть какую-то приемлемую версию событий. Получилось же свалить на Россию крушение малайзийского "Боинга". Но сейчас правдоподобных версий как-то нет, ведь все очевидно. При этом действия украинских террористов никто так и не осудил.

С российской стороны расследованием катастрофы занимается Следственный комитет. Подтверждено, что Ил-76 был атакован зенитной ракетой с территории Украины. Установлено и место пуска: село Липцы Харьковской области. Изъятые с места ЧП фрагменты фюзеляжа и бортовые самописцы отправлены на экспертизу.

Военно-транспортный Ил-76 потерпел крушение в результате ракетной атаки ВСУ. При ударе о землю произошел сильный взрыв. Фрагменты самой машины разбросало на большое расстояние – радиус достигает нескольких километров. Горящий транспортник пронесся над домами нескольких населенных пунктов Белгородской области. Падение произошло на глазах у местных жителей.

24 февраля самолет ВКС России вылетел из столичного аэродрома Чкаловский. На борту – шесть членов экипажа, 65 пленных военнослужащих ВСУ и трое сопровождающих. На границе с Белгородской областью должен был состоятся обмен пленными. Транспортнику не хватило сотни километров.

"Поражение самолета осуществлено вооруженными силами Украины из района населенного пункта Липцы Харьковской области с применением зенитного ракетного комплекса. Радиолокационными средствами ВКС России наблюдался пуск двух украинских ракет", – подтвердил официальный представитель Минобороны России Игорь Конашенков.

Экипаж самолета действовал самоотверженно. Падение Ил-76 не затронуло расположенные неподалеку населенные пункты.

Это окраина села Яблоново, а в нескольких десятках метров начинается посадка, за ней – поля. Самолет ВКС как раз шел на населенный пункт, но после поражения ракетой летчики приняли решение отвернуть горящий борт, и он упал в 5-6 километрах от села.

В самом Яблонове у вечного огня появился стихийный мемориал. Рядом с фотографией Ил-76 лежат красные гвоздики в память и благодарность погибшим летчикам, которые ценой собственной жизни отвели горящий самолет в сторону.

"Видите, здесь школа, храм, улицы, дома, живут люди. В честь них сегодня мы отслужили, ну и всех, кто погиб на борту", – рассказал настоятель храма святого великомученника Дмитрия Солунского отец Георгий.

Героев, сумевших спасти село от большой катастрофы, учили в 117-м авиационном военно-транспортном полку Оренбурга. Управлял воздушным судном 36-летний Станислав Беззубкин. 15 лет назад он окончил Краснодарское высшее военное авиационное училище, затем служил в Оренбурге. За его плечами – вылеты в Африку, в Сирию, тушение пожаров в Турции. Станислав мог выполнить любую, даже самую сложную задачу. У командира остались две маленькие дочки.

Примером для двух дочерей и супруги был и бортинженер Андрей Пилуев. Любил историю, стремился всегда постигать что-то новое.

"Он изучал двигатели самолета, то есть он должен был работать на земле. Почему-то потом, когда он попал по распределению в Оренбург, он захотел летать. "Я вот хочу летать и буду!" – вспоминает сестра бортинженера Ирина Антипова.

Борттехник Сергей Житенев последний раз на контакт с родными вышел накануне рокового полета.

"Мы на него надеялись. Он всегда придет, всегда поможет", – сказал отец Житенева.

В составе героического экипажа – радист Игорь Саблинский и опытный штурман, ветеран боевых действий в Сирии Алексей Высокин. Летал на трех видах самолетов. Помощник командира корабля Владислав Чмирев – летчик в четвертом поколении. Прадед, дед и отец – все пилоты военной авиации. Сам Владислав только в прошлом году окончил летное училище.

Оренбург скорбит по погибшим в террористическом акте. К памятнику у воинской части люди несут цветы.

***

Фрагменты тел пленных, остатки лагерной формы и пятна крови на белом снегу. Криминалисты фиксируют все, включая характерные для украинских нацистов татуировки: тризуб, волчий крюк или мертвая голова.

В ходе осмотра места происшествия обнаружены фрагментированные останки людей и бортовые самописцы воздушного судна, которые направлены на расшифровку. По изъятым обломкам фюзеляжа и другим вещественным доказательствам назначены экспертизы.

На кадрах с коптера виден черный, выгоревший в результате падения самолета участок земли. Среди раскиданных на сотни метров обломков обнаружены и фрагменты ракеты. После изучения фюзеляжа в Следственном комитете подтвердили версию Минобороны:

Ил-76 был поражен из украинского ЗРК, который находился в деревне Липцы Харьковской области. В 11:15 российский самолет рухнул недалеко от населенного пункта Яблоново, не долетев до белгородского аэропорта ровно 70 километров.

Среди вещдоков – документы погибших пленных: обгоревший паспорт гражданина Украины на имя Дмитрия Крячко. В списках на обмен он значится под номером 26. Временное удостоверение военнообязанного на имя Гальцев Евген: номер 7 в списке. Загранпаспорт на имя Ивана Роя, родившегося в Чернигове. Это самый молодой пленный, летом ему исполнился 21 год, рядовой.

На кадрах раннее утро 24 января – пять автозаков. Две машины с мигалками сопровождают пленных до самолета, аэродром Чкаловский, Ил-76 готовится к вылету. На борту в итоге – 65 пленных с Украины, 12 человек – боевики из "Азова" (террористическая организация, запрещена в РФ), взятые в Мариуполе. Отсюда татуировки с вольфсангелем. Гранатометчик Гладыр в апреле 2022-го сдался в плен из бункера "Азовстали". За день до теракта ему исполнилось 28. Остальные 53 человека – кадровые военные ВСУ. Гранатометчик Олег Кузьма, 35 лет, служил в составе 24-й отдельной механизированной бригады. Сдался тоже под Мариуполем. Самый возрастной – 58-летний Юрий Лобашов. Старший солдат в гранатометном взводе Вячеслав Куропятник под номером 28 сдался в марте 2022-го. Денис Корчан, номер 24, служил в составе 57-й мотопехотной бригады, тоже сложил оружие в 2022-м. 30-летний командир танка Бабаев сдался в Артемовске. Богдан Дудяк, номер 13, говорил, что воевать не хотел.

В июле 2022 года киевский режим точно так же цинично убил своих пленных в Еленовке: СИЗО обстреляли из американских реактивных систем залпового огня HIMARS. 50 человек погибли на месте, почти 200 оказались в больнице. Именно в эти даты один из погибших при крушении Ил-76, 45-летний Данильченко, сообщил, что к солдатам в Киеве относятся хуже, чем к мясу:

"Бросали, не забирали. Почему решил сдаться? Жить захотел. Нас считают за мясо".

Оба черных ящика уже доставлены в спецлабораторию Минобороны, их состояние для расшифровки пригодно: изучение поражающих элементов и фрагментов выпущенной ракеты займет несколько дней, сообщили в оперативных службах. Наиболее вероятно, что удар нанесен из ЗРК Patriot американского производства или французской ЗРК SAMP. На месте крушения в общей сложности обнаружены десять крупных обломков Ил-76.

Сотни входных отверстий от поражающих элементов выпущенной ВСУ ракеты обнаружены на обломках военно-транспортного Ил-76. Обнаружены и сами поражающие элементы: часть из них застряла в обшивке, многие пробили обшивку насквозь.

Первая официальная реакция Киева – "Украинская правда" пишет: "В Белгородской области упал самолет", и в ВСУ заявили, что "це ихня работа". Сообщение появляется в 11:04 по украинскому времени, то есть спустя 49 минут после крушения самолета. Через пять минут его редактируют и заголовок меняется – информация про вину ВСУ исчезает. Аналогичный трюк на сайте РБК-Украина. Было: "Сбитие Ил-76 под Белгородом – работа ВСУ". Стало: "Упавший Ил-76 перевозил ракеты для С-300".

При этом украинский генштаб, которым руководит приближенный Зеленского, генерал-лейтенант Шаптала, к этой минуте тоже фактически берет ответственность на себя, заявляя, что Ил-76 – законная цель. Спустя пять часов в Киеве снова меняется версия – ГУР опровергает генштаб, заявляя, что это русские устроили провокацию и скрыли маршрут Ил-76:

"По утверждению российской стороны, это произошло в результате сбития российского самолета Ил-76, который якобы перевозил наших пленных. Украина не была проинформирована о количестве транспортных средств, маршрутах и формах доставки пленных. Известно, что доставка пленных производится как авиационным, так и железнодорожным и автомобильным транспортом".

В Кремле при этом еще раз официально сказали, что Киев был своевременно проинформирован о наличии на борту пленных и о маршруте движения. Самолет взлетел с подмосковного аэродрома Чкаловский и должен был приземлиться в Белгороде. Обмен предполагалось совершить в селе Колотиловка на границе Белгородской и Сумской областей. Туда пленных должны были доставить уже на автобусах: 97 километров по трассе, в среднем – полтора часа в пути.

Так было, например, 3 января 2024 года. Домой тогда вернулись 248 российских военных. Аналогичный Ил-76 точно так же сначала летит в город Белгород, на борту – украинские пленные, сидят по центру, на лавках. Рядом, как и в тот злополучный день, три человека сопровождающих с шевронами военной полиции. Тогда состоялся успешный обмен, уже 14-й по счету, на КПП Колотиловка. С 1 декабря 2022 года в этой точке домой вернулись в общей сложности 962 российских военных. И украинцы, конечно, хорошо знали этот маршрут. 15-й обмен в Колотиловке – 195 на 195 человек – должен был состояться 24 января. Киев его сорвал, устроив теракт.

Бывший нардеп Игорь Мосийчук со ссылкой на украинских военных подтвердил, что самолет действительно сбили с территории Украины. Он потребовал немедленно арестовать тех, кто отдал и исполнил приказ.

"Ил-76 был сбит украинскими ракетами. На борту действительно находились украинские военнопленные. Доставка пленных была согласована между сторонами, потому что должен был произойти обмен. Если договоренности были и коридор воздушный был согласован, то в Киеве должны начаться немедленно аресты. Аресты должны начаться среди тех, кто отдавал команду стрелять", – подчеркнул политик.

Президент Зеленский появляется на публике лишь спустя 13 часов, видео опубликовал после полуночи, в свой день рождения. В качестве доказательства того, что страдает, попросил не поздравлять его с праздником. Он сообщил, что провел экстренную встречу с министром обороны Рустемом Умеровым, главкомом ВСУ Валерием Залужным, главой генштаба Сергеем Шапталой, который в первые часы взял ответственность на себя, главой ГУР Кириллом Будановым, который после опровергнет Шапталу. Подробностей нет, траур Зеленский не объявил, но рассказал про непростые эмоции в обществе.

"Очевидно, что россияне играют с жизнями украинских пленных, с чувствам и родных и с эмоциями нашего общества. Необходимо установить все четкие факты. Настолько, насколько это возможно, учитывая, что падение самолета произошло на российской территории, вне нашего контроля. "Факты" – это главное слово сейчас", – заявил Зеленский.

В день теракта Белый дом заявил, что определить причину крушения самолета пока невозможно – ждут "независимой экспертизы". И это несмотря на наличие спутников. Спустя двое суток заместителя пресс-секретаря Пентагона Сабрину Сингх все-таки заставили отвечать, чьей ракетой Киев ударил по самолету. Она пообещала проверить все данные, в том числе о возможном применении Patriot, и тут же передала слово другому:

"Это вопрос, который мы изучаем. У меня больше нет никаких деталей. Я видела некоторые сообщения касаемо ответственности. Мы изучаем это, но сейчас мне нечем поделиться. Следующий вопрос".

Но ключевое все-таки прозвучало: кто бы ни сбил, США своей санкции не давали, заявил представитель Госдепа Ведант Патель, которого тоже буквально заставили объясняться.

– Есть признаки того, что этот российский самолет был сбит украинским снарядом или какой-то ракетой.
– Ну, я видел только сообщения прессы, – ответил на слова журналиста Патель.
– Вы ведь не ответили.
– Что я могу точно сказать, так это что определенно США никоим образом не причастны к этому, – подчеркнул представитель Госдепа.

На месте теракта продолжают работать криминалисты, часть собранных материалов уже в Москве. Президент РФ Владимир Путин сказал, что итоги расследования российский СК широко обнародует, чтобы все, включая людей на Украине знали, что творит киевский режим.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация