Положить сценарий на пол и сесть на него: Шахназаров – о традициях "Мосфильма"
Те самые гайдаевские кошки и отслуживший не одну картину конь с крыльями. А в этом алом платье героиня Ирины Муравьевой встречала гостей в высотке на Площади Восстания.
"Пионеры носили галстуки вот именно из такой ткани, а художники по костюмам могли шить из любой ткани все, что угодно. Исторические костюмы часто шили из гобеленовых тканей, из драпировочных", – вспоминает замначальника Дома костюма и реквизита Алла Оленева.
Вот та самая шуба с царского плеча.
А культовая 21-я "Волга" была свидетелем одной из самых пронзительных сцен.
И ведь за каждым предметом – имена, вписанные не только в век "Мосфильма", но и в историю страны.
"Во многом именно фильмы "Мосфильма" сохранили идентичность нашей нации. То, что мы сегодня называем патриотизм, воспитание – вот это все вообще было советское кино, а "Мосфильм" был, конечно, главной составляющей советского кино", – говорит гендиректор киноконцерна Карен Шахназаров.
Рабочий и колхозница стали символом "Мосфильма" после войны, впервые появившись в фильме Александрова "Весна".
Кинокомбинат в деревне Потылиха был тогда на пороге больших перемен. После осуществления плана Пырьева по строительству павильонов, тон-студии и жилых домов вокруг на "Мосфильм" водили зарубежных гостей.
"Они удивлялись, как страна, пережившая войну, в короткие сроки построила киностудию самую большую в Европе", – отмечает гендиректор ВГТРК Олег Добродеев.
"Для меня "Мосфильм" – это, можно сказать, родина. Запахи "Мосфильма", коридоры, люди "Мосфильма" – все, что связано с тем, что стоит за кадром", – признался кинорежиссер Никита Михалков.
"Первое впечатление было – если я выберусь, будет чудо, потому что разбираться в этих лабиринтах…" – поделился актер и режиссер Александр Адабашьян воспоминанием о "Мосфильме".
Поколения великих режиссеров. Здесь Данелия удивил городской сказкой, а Рязанов из 64 претенденток на роль безошибочно выбрал Гурченко. Митта снял "Экипаж", когда в Советском Союзе никто таких фильмов не видел и не делал.
– А откуда традиция бить тарелку после первого удачного дубля?
– Не знаю. "Мосфильм" вообще наполнен был такими какими-то странными традициями, которые переходили от поколения в поколение, но никто не знал, как это было придумано, – признался Шахназаров.
– Например?
– Если ты положил сценарий на мягкое, на кресло, допустим, на диван, или уронил сценарий, ты должен взять этот сценарий, положить на пол и сесть на него, иначе все, кина не будет. Семечки категорически нельзя. Свистеть категорически нельзя. Традиционно, вот, на "Мосфильме" надо было болеть за "Спартак". Если ты болел за "Динамо", за ЦСКА, у тебя большие проблемы были.
На "Мосфильме" вместе со зрителями мечтали, любили, надеялись, побеждали и отмечали рождение нового киноязыка.
"Я с Тарковским ругался, он меня даже выгнал из монтажной, он мне сказал: "Не приходи больше". – "А я и не приду!" Было все. Но это все творчество, Боже мой, это счастье. Когда, если думаешь о том, что есть счастье – счастье это и есть", – признался режиссер Андрей Кончаловский.
80 лет назад Эйзенштейн привел Кончаловского на мосфильмовскую площадку. И вот сцены из своего нового гранидозного фильма о русской революции режиссер снова снимает на "Мосфильме".
Настоящее и будущее киностудии – технологичные павильоны, впервые – открытый городу киноконцертный зал. Столетний и модернизированный, "Мосфильм", конечно, уже не фабрика – концерн, но неизменно – грез.