12 февраля 2024, 10:45 12 февраля 2024, 11:45 12 февраля 2024, 12:45 12 февраля 2024, 13:45 12 февраля 2024, 14:45 12 февраля 2024, 15:45 12 февраля 2024, 16:45 12 февраля 2024, 17:45 12 февраля 2024, 18:45 12 февраля 2024, 19:45 12 февраля 2024, 20:45

"Все лето под бомбами": очевидцы рассказали о событиях в Сталинграде 1942 года

  • "Все лето под бомбами": очевидцы рассказали о событиях в Сталинграде 1942 года
  • Картинка
    "Все лето под бомбами": очевидцы рассказали о событиях в Сталинграде 1942 года
  • "Все лето под бомбами": очевидцы рассказали о событиях в Сталинграде 1942 года
Город в огне, панический страх и голод – таким вспоминают свое детство жители осажденного Сталинграда. Военные годы навсегда оставили след в жизни каждого из них. Как события лета 1942 года отразились на судьбах?

В памяти Клавдии Андреевны Евпаковой навсегда остались страшные дни июля 1942 года. Тогда на город обрушились бомбы.

"Мы с сестрой пошли за водой. В это время началась бомбежка. Мы куда? Ей 16, мне шесть лет. Спрятались за колодец. Когда уже вечером мы собрались возле двора, столько разговоров было. Такая бомбежка была! Горел весь Сталинград", – вспоминает жительница осажденного Сталинграда Клавдия Евпакова.

В селе Купоросное шестилетняя Клавдия жила вместе с мамой, сестрой и тремя братьями. Но вскоре им пришлось разлучиться. Когда немцы подошли к Сталинграду один из них уехал к бабушке в Черкесск. А самого старшего призвали на защиту Родины.

"Мы его проводили на фронт и больше не видели, не слышали, не знаем, где он и чего. После войны мама подавала, заявляла, но пропал без вести. Мы оставались с дедушкой, сестра была. Мама на работе постоянно была", – рассказывает жительница осажденного Сталинграда Клавдия Евпакова.

Мама Клавдии Андреевны трудилась на легендарной СталГРЭС. Даже в самых тяжелых условиях электроэнергией обеспечивались хлебозаводы, фабрики, промышленные предприятия. Позже вся семья перебралась в Бекетовку. Там они дождались очереди на эвакуацию.

"В начале декабря месяца очередь подошла наша для эвакуации. Днем немец бомбил, днем не перевозили людей, а вот уже к ночи подгоняли баржу и грузили людей, перевозили на Сарпинский", – говорит жительница осажденного Сталинграда Клавдия Евпакова.

С острова людей перевезли в Бахтияровку, а затем в Ленинск. Семья Клавдии Петровны долгое время жила в теплушках. Ждали, когда сформируется железнодорожный состав для эвакуации. Побывали в разных городах, но в итоге перебрались к родственникам в Черкасское, там встретили Победу. Старшая сестра Клавдии Андреевны уехала с комсомольским отрядом восстанавливать Сталинград из руин. А уже в 1946 году она с мамой вернулась в родной город на Волге. Свои воспоминания о военном времени Клавдия Евпакова передала следующим поколениям своей семьи.

"Я много в интернете искала материалов о поселке Купоросном о довоенной жизни очень хотелось свои корни. Но, к сожалению, все, что мы об этом нашли, это воспоминания, о том, какие там были бомбежки. Мы приехали туда, посмотрели это место, но естественно того поселка почти не осталось", – отмечает дочь Ирина Емельянова.

"Мимо Мамаева кургана без слез проехать не могу. Это жуткое не надо никому: ни детям, ни внукам, ни правнукам, ни всем людям. В моем возрасте мне кажется, что война не кончалась никогда", – делится жительница осажденного Сталинграда Клавдия Евпакова.

О том, что пришлось пережить 81 год назад вспоминает и Любовь Петровна Карсакова. Когда началась война, ей едва исполнилось четыре года.

"Мама пришла меня за ручку взять, а я стою. Я говорю: "Мам, а почему так много солдат идут и идут?". Она посмотрела на меня и говорит: "Дочка, война!". Я не понимала, спросила: "А что такое война?". Она говорит: "Это большая беда", – вспоминает жительница осажденного Сталинграда Любовь Карсакова.

Ее отец работал на заводе Баррикады. Во время войны всех работников эвакуировали на Урал. Маленькая Люба с мамой остались в Сталинграде. Каждую ночь звучала воздушная тревога, город бомбили. Из квартир люди бежали в окопы.

"Все лето под бомбами. Он бросал листовки. Мы бегали собирали картинки. На них изображено было озеро кровавое, и там было: "Рус, сдавайся!", – говорит жительница осажденного Сталинграда Любовь Карсакова.

Любовь Петровна рассказывает: жить приходилось в чудовищных условиях. Добыть еду было очень сложно.

"Побежали на элеватор. Мама моя тоже бегала, она принесла рукавичку пшенички. Но она вернулась, а многие мамы так и остались там лежать на элеваторе, к деткам не вернулись. Вот такие были бомбежки страшные", – рассказывает жительница осажденного Сталинграда Любовь Карсакова.

Вскоре отец Любови Петровны вернулся и помог переправиться семье через Волгу. Но воссоединение было недолгим. Он снова отправился на Урал, а оттуда ушел на фронт. Люба и мама нашли приют недалеко от Луговой Пролейки.

"Он писал: "Наденька, береги Любочку. Здесь столько мин! Я подвожу боеприпасы". Здесь столько мин…", – говорит жительница осажденного Сталинграда Любовь Карсакова.

До самой Победы Любовь Петровна ждала возвращения отца с фронта. Но встреча так и не состоялась.

"Я помню, как соседи кидали шапки, соседи к соседям бегали. И я понимала. Стали подъезжать полуторки, стали подъезжать солдаты. Я встала и стояла. Все полуторки просмотрела, папы моего нету. Я бежала босичком и плакала. Пришла к мамочке: "Мам, я папочку не встретила". А мамочка, наверное, знала, что его нет", – вспоминает жительница осажденного Сталинграда Любовь Карсакова.

Сведения о судьбе отца Любови Петровны удалось найти благодаря проекту "Дорога Памяти". Выяснилось, что он погиб 23 февраля 1944 года на Смоленщине. И таких историй множество. Война оставила глубокие шрамы на судьбах миллионов людей. И тем ценнее воспоминания живых свидетелей тех трагических событий. Они точно знают какой ценой далась Победа.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация