Выставка "От элегии до хоррора: эпоха романтизма в России" в ГМИРЛИ
Романтизм, зародившийся на рубеже XVIII – XIX столетий в Германии и стремительно распространившийся на другие европейские страны и США, открыл новый этап в развитии искусства. В русской литературе этот период ознаменовался появлением новых тем, мотивов, жанров, образов, преодолевавших узкие рамки классицизма. Русские романтики по-новому взглянули на человека, его взаимоотношения с природой и историей. В отличие от предшествующей эпохи, с её культом разума, романтиков волновал "внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца" (В. Белинский). Мечта и действительность столкнулись в их произведениях, породив вереницу героев нового типа, ищущих свободы в бунте, бегущих от обыденности в воображаемые миры.
Категория двоемирия и вытекающая из неё идея странствия, бегства от цивилизации к природе легли в основу экспозиционного решения. Попадая на выставку через "кабинет", в котором собраны характерные для героя-романтика атрибуты, посетители путешествуют сквозь анфиладу художественных образов ("дом с призраками", "дикий лес", "сад" и "руины"), отсылающих к разным жанрам, текстам и особенностям романтизма.
"Художественное оформление подчёркивает театральность литературного течения и при этом – показывает его как целостное явление, охватывающее не только литературу, но и живопись, музыку, моду и даже науку", – говорит куратор выставки, заведующая отделом "Дом И. С. Остроухова в Трубниках" Марина Краснова.
Заключительная часть экспозиции затрагивает тему трансформации романтизма, черты которого обнаруживаются и в современных художественных произведениях.
Выставка продолжает линейку проектов, посвящённых разным течениям и направлениям в истории литературы, и объединяет фигуры крупнейших писателей своей эпохи: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, В. А. Жуковского, В. И. Даля, Н. В. Гоголя, К. Н. Батюшкова, П. П. Ершова, П. А. Вяземского, А. Погорельского.
На выставке представлены редкие книги, живописные и графические работы, предметы мебели и интерьера из собрания Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля, Государственного музея А. С. Пушкина, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Российской государственной библиотеки, Государственного дворцово-паркового музея-заповедника "Останкино и Кусково", Палеонтологического музея.