15 февраля 2024, 13:12 15 февраля 2024, 14:12 15 февраля 2024, 15:12 15 февраля 2024, 16:12 15 февраля 2024, 17:12 15 февраля 2024, 18:12 15 февраля 2024, 19:12 15 февраля 2024, 20:12 15 февраля 2024, 21:12 15 февраля 2024, 22:12 15 февраля 2024, 23:12

Ученые воссоздали внешность девушки, жившей на Южном Урале две тысячи лет назад

www.susu.ru
Челябинские археологи исследовали захоронение сарматской девушки, которая жила около двух тысяч лет назад. Ученые восстановили внешний облик древней кочевницы, рассказали о ее возрасте и болезнях.

Останки были обнаружены осенью 2022 года во время раскопок ритуального комплекса под Магнитогорском. Их проводили археологи ЮУрГУ совместно с фондом "Южный Урал". По информации ученых, курганные насыпи в степи возводились примерно две тысячи лет назад, что соответствует среднесарматскому периоду (II в. до н. э. – II в. н. э.).

Археологи интерпретировали их как геоглиф — речь идет о памятниках с рисунками на поверхности земли. 29 невысоких насыпей образуют круг диаметром около 70 метров, на востоке есть разрыв-вход. Другой курган, более крупный, расположен за пределами кольца.

В одной из насыпей и было обнаружено древнее захоронение человека. У ног скелета находился керамический сосуд с орнаментом. Ученые предполагают: размещение горшка с пищей или питьем рядом с умершим — часть погребального ритуала древних кочевников.

Специалисты выяснили, что погребение принадлежит девушке, умершей в возрасте от 18 до 21 года. Рост кочевницы мог составлять около 150 сантиметров. Следов насильственной смерти археологи не обнаружили, поэтому, вероятно, она скончалась из-за болезни.

По словам ученых, девушка так или иначе была включена в скотоводческо-кочевнический уклад жизни. Об этом говорят следы межпозвоночных грыж, которые могли возникнуть от значительных физических нагрузок. При этом статус погребенной и происхождение точно не определены.

"Поверхностно можно предполагать, что статусность личности при жизни сопоставляется с количеством ценных вещей, которые были уложены с погребенным. При этой девушке были только ожерелье из пяти бусин и керамический горшок, и может показаться, что она была бедной, потому что кроме этих предметов ничего не имела. Однако пока нет никаких археологических и исторических данных о том, по каким признакам у древних кочевников определялись статусность и социальное положение. Учитывая же, что они сделали для соплеменницы индивидуальный курган на такой ритуальной площадке, можно говорить о ее далеко не последнем социальном статусе и происхождении", — приводят слова научного сотрудника НОЦ евразийских исследований, доцента кафедр "Международные отношения, политология и регионоведение", "Отечественная и зарубежная история" ЮУрГУ Ивана Грудочко в пресс-службе вуза.

Ученый-антрополог Уфимского федерального исследовательского центра РАН Алексей Нечвалода, используя методику Герасимова, восстановил черты лица девушки по черепу. Однако какой именно у нее был цвет кожи, волос и глаз, неизвестно — для определения цветотипа недостаточно точных генетических данных.

Одновременно с этим эксперты проводят анализ почвы для изучения флоры и климата в начале новой эры. Будет продолжено и археологическое исследование оставшихся курганов.