Отечественные машиностроители полностью адаптировались к новым условиям
Такой загрузки, такой интенсивности работы эти цеха не знали уже много лет. Рабочие "Уралвагонзавода" ударными темпами собирают танки и боевые машины "Терминатор". Владимиру Путину показывают весь процесс: как отдельные детали превращаются в лучшую в мире военную технику. Сборка башни, установка автомата заряжания, подготовка машин к испытаниям на полигоне и их доводка после. Сложная работа которую ценят те, кому эта броня спасает жизни. Слова благодарности с фронта рабочим передает глава государства.
"Хочу вас поблагодарить, как в таких случаях говорят, от себя лично и от наших ребят, которые используют вашу технику, — сказал президент сотрудникам завода. — Достойна самых хороших эпитетов. И Т-72 модернизированный, и Т-90. Знаю, что ваши бригады выезжают и в зону специальной военной операции, работают почти на линии соприкосновения, помогают нашим военнослужащим, восстанавливают технику. Здорово. Но и качество работы, конечно, очень хорошее".
И это качество, конечно, не в ущерб количеству. В 130-м цехе "Уралвагонзавода" свободного места нет: танки уже готовы к отправке в войска. Т-90 "Прорыв" — самая лучшая машина в своем классе. Полностью новая башня, мощная силовая установка, повышенный уровень брони и защиты от управляемых ракет. Внутри же еще масса деталей, которые позволяют именно этому танку сегодня доминировать на поле боя.
Бронекулаки из танков даже в условиях современных боевых действий остаются эффективным оружием для прорыва вражеских линий обороны и поддержки пехоты. 46-тонные машины способны даже по пересеченной местности передвигаться со скоростью 50 километров в час и поражать цель на расстоянии в 4 километра.
Хорошие рабочие руки — это всегда редкость, а в условиях возросшего госзаказа — в них нуждаются все предприятия оборонки. В Нижнем Тагиле специалистов выпускают два специализированных техникума.
"Дефицит примерно полторы тысячи квалифицированных рабочих рук, — отметил Владимир Путин, общаясь с рабочими. Надо восстанавливать. Два техникума сколько могут давать? 600 человек в год, да? 400 миллионов дадим, чтобы их поддержать".
Впрочем, "Уралвагонзаводу" к резкому росту производства не привыкать. В годы Великой Отечественной войны именно этот завод стал опорой всей советской танковой промышленности. Из этих стен вышли 25 тысяч легендарных "тридцатьчетверок". Каждый второй танк Победы был собран именно в Нижнем Тагиле. И сегодня рабочие "Уралвагонзавода" поддерживают традиции. В условиях специальной военной операции зачастую работа здесь идет круглые сутки и в три смены.
В 1941-м году на Урал, и непосредственно в Нижний Тагил были эвакуированы многие производства из западной части Советского Союза. В том числе и мощности Харьковского тракторного завода. Переезжали, конечно, и специалисты — как русские, так и украинцы.
"Многие из эвакуированных украинцев остались работать здесь, завели семьи, пустили корни. И тем чудовищнее всем нам было наблюдать за тем, что там происходило последние годы, за тем, как там расцветает неонацизм, как гибнут люди, самое страшное – гибнут дети", — говорит сварщик механосборочного цеха Михаил Сидоров.
"Мы никогда не делали разницу между русскими и украинцами, между Россией и Украиной, — подчеркнул Владимир Путин. — Подавляющее большинство тех, кто жил на Украине, и абсолютное подавляющее большинство тех, кто живет в России, всегда считали, если по-честному, что это фактически одно и то же. Но после Великой Отечественной войны часть этих националистов и нацистских элементов, которые сотрудничали с Гитлером, убежали за границу, убежали в Штаты, в Канаду, и на них противник сделал ставку. По сути, после развала Советского Союза именно они и пришли к власти, и даже не важно, какова фамилия была того или иного президента, потому что вели себя агрессивно, нагло, и все сразу раз – под них и легли".
Именно в этой ситуации так важно бороться с попытками переписать историю. Ведь на Западе сегодня многие уверены — украинские националисты сражались и против Красной армии, и против вермахта.
"Говорят, что якобы они работали, сотрудничали с фашистами, с нацистами, с гитлеровцами, с Гитлером, добивались независимости Украины, а потом их немцы начали преследовать. Так они их начали преследовать не потому, что те отказались от своих взглядов, а потому, что нос по ветру держали, поняли, что Германия проигрывает войну, и начали восстанавливать, пытаться наладить отношения с западными союзниками. Немцы это сразу видели, их цап-царап – и в лагеря. Так возникла идея, что они, вообще, не совсем нацисты. Они натуральные нацисты, стопроцентные. Их последыши – неонацисты, это люди, которые предают своих отцов, дедов, прадедов, тех, кто реально воевал с нацизмом. Но в России никогда не было и не будет никакого сочувствия к нацистам", — уверен президент РФ.
В Нижнем Тагиле президенту показали и недавно отремонтированную школу номер 32. Здание еще довоенной постройки, но теперь здесь новые классы, современные парты — за одной Владимир Путин и сам посидел, а также оборудование для проведения уроков по самым передовым методикам.
Изменился за последние годы и сам Нижний Тагил. В городе открываются новые парки и набережные. Ремонтируются здания и дороги. Рабочим обороннных предприятий жить должно быть комфортно. А работы им точно хватит еще на много лет.
"Нужна новая современная техника, в том числе вот такие машины, которые вы делаете, – Т-90 "Прорыв", лучший танк в мире, — отметил президент Владимир Путин. — Вот без всякого преувеличения – и ребята наши говорят, танкисты, да и противнике тоже признает – лучшая машина в мире. Надо ее развивать, надо будет думать о новых поколениях техники. И инженеры-конструкторы знают, над чем нужно работать, и работают уже сегодня".
Много заказов и у другого предприятия Свердловской области — завода "Уральские локомотивы" в Верхней Пышме. Здесь собирают скоростные поезда "Ласточка", а в декабре прошлого года наладили выпуск уже полностью импортозамещенного состава "Финист". Президенту показали как выглядят вагоны "Финиста", а затем глава государства прошел на место машиниста. Способность создать такой состав доказывает — отрасль готова к новому шагу, высокоскоростному движению.
Первая высокоскоростная магистраль свяжет Москву и Санкт-Петербург. Дорога пройдет по территории 6 регионов и сможет перевозить — по подсчетам Минтранса — до 43 миллионов пассажиров в год. В перспективе, сказал Путин, планируется организация такого сообщения в направлении Рязани, Казани, Екатеринбурга, Адлера, а также столице Белоруссии, Минска.
Сейчас даже на скоростном "Сапсане" дорога между двумя столицами занимает 4 часа. Новый состав — его разрабатывают, и пока президенту показали только макет — прибавит скорости. Время пути между Москвой и Санкт-Петербургом собираются сократить почти в 2 раза: с 4 часов до 2 часов 15 минут. Между Москвой и Тверью время пути составит всего 39 минут, между Санкт-Петербургом и Великим Новгородом — всего 29 минут. Поезда будут ходить с частотой 10-15 минут.
И еще один уральский город мастеров. Челябинск, где президент на этой неделе посетил индустриальный парк "Станкомаш". Еще десять лет назад цеха были в аварийном состоянии. Теперь 11 компаний развивают здесь передовые технологии. Местная компания участвовала в производстве и монтаже сложной кровли хоккейного стадиона СКА-арена в Санкт-Петербурге. Здесь же выпускают винты для кораблей, задвижки для газопровОдов и агрегаты для атомных электростанций. Все это сложные технологии и их список постоянно растет.
Посетив за два дня сразу несколько заводов, Владимир Путин подвел итог своей рабочей поездки по Уралу и развития всей отрасли на совещании в Челябинске.
"Российская промышленность работает стабильно и уверенно развивается, — заявил президент РФ. — Несмотря на внешнее давление, налажены новые каналы поставок сырья и компонентов, выстроены связи с надежными, заинтересованными партнерами. Многие отечественные компании успешно заменили импортную продукцию и организовали производства, направленные не те сегменты рынка, где еще недавно доминировали западные бренды".
Яркий показатель – только за прошедший год обьем промышленного производства вырос на 3,5%. Выбирается из непростой ситуации и автомобильная промышленность. По словам вице-премьера, главы Минпромторга Дениса Мантурова, российские флагманы автопрома планомерно повышают свою загрузку, параллельно перезапуская площадки, покинутые иностранными компаниями, и реализуя программу локализации автокомпонентов. "Полностью адаптировались к новым условиям отечественные металлурги, наши сталевары увеличили выплавку на 5,3 процента, тем самым преодолев негативные тенденции 2022 года", — сказал чиновник.
И можно быть уверенным, что в таких промышленных городах как Челябинск и Нижний Тагил, рабочие и инженеры готовы и могут освоить любые технологии необходимые для экономического суверенитета России. Ведь известно, что Урал со времен Петра I — это земля лучших металлургов и оружейников страны.