19 февраля 2024, 18:39 19 февраля 2024, 19:39 19 февраля 2024, 20:39 19 февраля 2024, 21:39 19 февраля 2024, 22:39 19 февраля 2024, 23:39 20 февраля 2024, 00:39 20 февраля 2024, 01:39 20 февраля 2024, 02:39 20 февраля 2024, 03:39 20 февраля 2024, 04:39

В Ленобласти возрождают ижорскую керамику

  • В Ленобласти возрождают ижорскую керамику
  • Картинка
    В Ленобласти возрождают ижорскую керамику
  • В Ленобласти возрождают ижорскую керамику
В традициях этого стиля – простота и максимальное удобство в использовании.

В Ленинградской области возрождают ижорскую керамику. Это не просто промысел, а часть истории малого финно-угорского народа. Кто и как дал вторую жизнь самобытному гончарному промыслу, узнал Вячеслав Новожилов.

Далекую историю бережно хранит гончар Николай Подрезов. В его мастерской чего только нет: от кружек и горшков до диковинных игрушек. Страсть к этому ремеслу у него вспыхнула еще в 70-е. Попались на глаза Подрезову чудом сохранившиеся крынки из деревни Большое Стремление. Мастер изучал ижорскую керамику буквально по осколкам. По характерным деталям и очертаниям формы Николай Подрезов начал воссоздавать поделки народных ремесленников. В традициях этого стиля – простота и максимальное удобство в использовании. Игрушки, конечно, более затейливы. "В основном делали всадника, то есть казака, потому что это пограничье. Начиная от Александра, если ижорянин – борьба со шведами, там стояли конные полки", – рассказал гончар Николай Подрезов.

Любовь к этому ремеслу Николай Подрезов передал ученику Дмитрию Ткачёву. Вместе они ездили в поисковые экспедиции, находили всё больше предметов старины, перенимали стиль далеких мастеров. "Первое упоминание о том, что здесь мужики создают глиняные горшки, в писцовых книгах можно обнаружить в середине XVII века", – сообщил гончар Дмитрий Ткачёв.

Еще одна характерная деталь ижорской посуды – декоративный венец на горлышке и янтарный цвет покрывающей ее глазури. Всё дело в металлической окалине – вторичном продукте обработки металла – ее добавляли в состав. Ну, а руда добывалась здесь же – в болотах. "Гончары подбирали эти отходы и в ступках дробили в мелкую фракцию, а потом перетирали эту мелкую фракцию на ручных жерновах в пыль, в муку. И эта коричневая мука, ржавчина, и служила красящим пигментом для глазури", – пояснил Дмитрий Ткачёв.

В начале ХХ века в деревне Большое Стремление работало 14 горнов – огромных печей для обжига керамики, – трудилось свыше ста мастеров. Но век массового производства не оставил надежды ремесленникам, чьи тиражи не могли конкурировать с фабриками. Добила ижорскую керамику Великая Отечественная война: немцы при отступлении почти полностью уничтожили поселение со всеми горнами. Однако сегодня работы Николая Подрезова и Дмитрия Ткачёва вызывают всё больший интерес у ценителей, побеждают на всероссийских выставках и – как и сто лет назад – служат в быту, радуя хозяек и храня традиции древнего народа.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация