Выставка работ Репина и его учеников открывается в музее "Новый Иерусалим"
Выставка работ Ильи Репина и его учеников открывается в музее "Новый Иерусалим". В экспозицию вошли более сотни полотен из собраний 20 музеев России и четырех частных коллекций. Репортаж Валерии Кудрявцевой.
"Мастер Репин" – выставка не парадная, нет на ней всем известных репинских программных картин, которые можно увидеть в экспозициях крупных музеев и на монографических выставках. Нынешняя экспозиция переводит внимание на процессы творческого поиска и становления, взаимоотношения Мастера и его учеников, их параллельное развитие и взаимное влияние. Многие – сейчас и тогда – открывали и открывают для себя совсем нового Репина. "Очень многие говорят: вот я пришел к нему домой, стою, жду, и тут мимо меня прошмыгнул какой-то маленький старичок. И я ему говорю: "Вы не знаете, Илья Ефимович здесь живет?". Он говорит: "А вам зачем?". А потом выясняется, что это и есть Илья Ефимович. Многие из них говорят: как так может быть? Мы же ехали к богатырю, к титану, к великому русскому художнику, а он небольшой, живой, очень простой в общении, ироничный, с характерным прищуром, ухмылкой, которую вспоминают все", – рассказала куратор выставки Ксения Новохатько.
Пейзажи и портреты, писанные разными художниками с одной натуры – как, например, портрет Софьи Драгомировой. Левый – кисти Репина, правый – Серова. Этот пейзаж и вовсе – совместное творчество, на нем сразу две подписи – Репина и Боголюбова. Серов, Сомов, Кустодиев, Браз, Малявин, Бродский – художники невероятно разных стилей и направлений с гордостью причисляли себя к ученикам Репина. "Илья Репин был кумиром для многих художников того времени. Это художник, у которого хотел учиться практически каждый. И, конечно же, внимание было к нему большое: ожидания, впечатления, эмоции. Мы постарались выбрать самые яркие и передать их в наших "эпизодах", – пояснила директор музея "Новый Иерусалим" Анна Антипенко.
Отдельная, параллельная история, проходящая через всю выставку, называется "Эпизоды" и представляет собою фотографии – сцены из жизни Мастера и мастерской – и фрагменты воспоминаний учеников Репина. Все это добавляет выставке атмосферы и создает почти осязаемое ощущение творческого поиска. Репин не учил буквально, но передавал ученикам свое видение и отношение к миру. Связь рождалась не в конкретных советах, но в беседах, совместных пленэрах, дружеских посиделках: "Идите своим собственным путем. Ищите свой почерк, не подражайте никому, искусство не терпит трафаретов. Учитесь у больших мастеров, постигайте суть искусства, но не заимствуйте их внешнюю манеру".
Пересечения – очевидные и не очень – подчеркивает архитектурное решение выставки. "Репин был, несмотря на любовь к академизму, человеком достаточно интересным и веселым, потому что окружил себя такими разными людьми. И эти пересечения, это взаимодействие его и его учеников, людей его круга, отражаются в архитектуре. Все эти проемы и пересечения позволяют нам с разных ракурсов увидеть различные работы во взаимодействии", – отметила архитектор Юлия Наполова.
В основе структуры выставки – три ключевых принципа Репина, которые вынесены в названия разделов: "Тело так тело", "Учитесь у природы" и "Идите своим собственным путем". Внимательный зритель проделает свой уникальный путь по этой эмоциональной экспозиции и, возможно, ненадолго почувствует и себя учеником Репина.