Академия акварели Сергея Андрияки открывает публике имя Степана Колесникова
Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки открывает публике имя Степана Колесникова, ученика Репина. До революции творчество художника было хорошо известно. Но после эмиграции в Сербию на родине его почти забыли. Репортаж Юлии Кундрюковой.
В Академии акварели полюбили возвращать забытые имена. Степан Колесников исчез из истории российской живописи сразу после революции, которую не принял, и эмигрировал в Сербию. Все 75 полотен экспозиции он написал там. "Там он чрезвычайно плодовито работал и очень скучал по родине. В письмах Репину он называл это своей "тяжелой болезнью". Ностальгию, тоску по родине, которую он глушил единственным лекарством – работой. И, конечно же, писал очень много на русскую тему", – рассказал куратор выставки Борис Шаров.
До революции на родине Степану Колесникову, ученику Репина, постоянно поступали заказы. Он участвовал в выставках, получал премии. В эмиграции адаптировался довольно быстро. Первые месяцы работал грузчиком, не прекращая писать, но вскоре стал профессором Академии искусств в Белграде. "Он сам работал под покровительством короля Александра. Пользовался очень большой популярностью. Даже говорят, что в 20-30-е годы пошла мода на Колесникова", – сообщила старший советник Посольства Республики Сербии в РФ Снежана Павлович.
Этот сербский пейзаж был написан с натуры, но на очень многих работах периода эмиграции – российские виды. Их Колесников писал по памяти. Воссоздавал природу, ландшафт и жителей с их привычными занятиями, например стиркой в реке. На работах есть повторяющийся мотив. "Паганини дубовых веток" – так называли современники Степана Колесникова. И правда, почти на каждой картине эти причудливые сплетения. И время года он выбирал подходящее – межсезонье – для того, чтобы ветки не скрывались за листвой. Дубовые ветки – это особая деталь, на которой сфокусировался взгляд художника. Многие пейзажи с приглушенными красками. Но есть и яркие полотна, когда Колесников вдохновлялся золотой осенью. Или, например, когда писал натюрморты.
"Он яркий художник. Яркий не с точки зрения красок, а с точки зрения своей личности. Творческой личности. Вот эта яркость здесь есть. И все темы, которые он раскрывает, он их раскрывает по-своему. Ярко, мощно", – отметил ректор Академии акварели и изящных искусств, народный художник России Сергей Андрияка.
Очень неожиданными выглядят вот эти работы. "Каменный век" – драматичная и даже ужасающая картина. И еще одна, без названия, похожа на батальную сцену. Степан Колесников уходил на фронт добровольцем во время Первой мировой войны, писал на полях сражений. Очень многое о художнике неизвестно, нет связи с родственниками, картины на выставке не датированы. Так что вновь возникшая фигура Степана Колесникова – богатое поле для исследователей.