Пушкинский музей подготовил первую в России выставку итальянского натюрморта
Коллекцию итальянского натюрморта впервые представляет Пушкинский музей. Выставка "Цветы, плоды, музыкальные инструменты в живописи эпохи барокко" объединила произведения из крупнейших музейных собраний России. О том, что вдохновляло итальянских мастеров – Юлия Кундрюкова.
"Мёртвая натура" – так можно перевести слово "натюрморт". И работа "Аллегория бренности" Якопо Лигоцци – прямая иллюстрация. Как в языке масса оттенков и смыслов, так и в живописи. "За всеми натюрмортами спрятаны христианские аллегории, в том числе, мы все-таки с вами говорим про эпоху барокко. Эпоха барокко – это про жизнь и красоту", – поделилась директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Елизавета Лихачева.
В Италии появление натюрмортов связывают с именем Караваджо и Джузеппе Арчимбольдо. Он создавал концептуальные "портреты" из плодов, разных предметов и животных. В Италии характер натюрмортов зависел от того, в каком регионе творил художник: в Бергамо главными героями полотен чаще всего становились музыкальные инструменты, в Риме – цветы и фрукты, которые появлялись на фоне парков со скульптурами. У неаполитанских художников любимыми объектами были цветы и рыба.
Натюрморт – слово французское. Ассоциируется этот жанр живописи прежде всего с Голландией. В России первое исследование итальянских натюрмортов эпохи искусства барокко провели во второй половине XX века. Главная причина: им просто не придавали значения. Даже на родине, в Италии, всю палитру натюрмортов XVII – XVIII веков по-настоящему обозрели всего лишь несколькими десятилетиями раньше, чем у нас. "Отчасти теневая сторона искусства барокко. То есть оборотная, которая действительно долгое время не то что не знали, конечно, знали, произведений много. Но не придавали этому такого значения. И не было определено места этого жанра в общей картине развития итальянской живописи этого времени", – рассказала куратор выставки, главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина Виктория Маркова.
Натюрморт – это не обязательно только предметы, часто на полотнах и люди, и мифологические персонажи, это как будто оживляет сюжет. Большинство этих картин десятилетиями не выходили за пределы запасников. "То, что хранится в наших собраниях мы обязаны изучать и публиковать, иначе этого нет в истории искусства. Все должны понимать, что если вы не опубликовали произведение, не дали ему правильное имя – его просто не существует в этом пространстве культуры", – отметила Виктория Маркова.
Выставка в нашей стране проходит впервые. Она – результат научного исследования, ведь многие работы до сих пор остаются не атрибутированы: на табличках то и дело возникает надпись "автор не известен". А куратору Виктории Марковой удалось совершить несколько открытий: например, неожиданностью стали работы неаполитанского художника Джузеппе Рекко. Раньше считалось, что на территории России его произведений ни в одном собрании нет. Так что эта выставка широкому зрителю подарит красоту шедевров, а специалистам – любопытное и неизведанное.