Игорь Колб: "Жду с нетерпением премьеру "Большого балета"
В новом сезоне проекта "Большой балет" соведущим Светланы Захаровой стал ее партнер по Мариинскому театру, заслуженный артист России Игорь Колб. С 2022 года он – главный балетмейстер Большого театра Беларуси. И уже представил публике две свои постановки – новую редакцию "Жизели" и балет "Иллюзии любви" на музыку Шостаковича, Шопена и современного белорусского композитора Леонида Ширина. Сольные номера из "Иллюзий любви" вы увидите в одном из выпусков проекта. А еще Игорь Колб – художественный руководитель фестиваля "Открытое искусство", который проходит в Великом Новгороде. Это интервью пришлось на фестивальную пору, и выкроить на него время оказалось действительно непросто. Но Игорь Павлович не из тех, кто отступает перед трудностями. О том, почему "Большой балет" стал испытанием и для него лично, о сложном выборе между двумя Большими театрами – России и Белоруссии, а также о том, есть ли жизнь вне балета, он рассказал нашему обозревателю Юлии Кабаевой.
– Игорь Павлович, как вам все-таки удается совмещать две ответственные должности?
Игорь Колб: Всё дело в том, что моя профессия – это моя жизнь. Если же говорить о том, как я успеваю совместить: в принципе не успеваю, но в данной ситуации мною движет интерес, который объединяет, воссоединяет и разрешает мне быть одновременно везде. В моем случае – чем больше работы и разнопланового движения, тем лучше я себя чувствую. Большое количество вариантов вдохновляет так же, как люди, которые находятся рядом со мной как одна из составляющих моего жизненного пути.
– Прошлым летом вы также дебютировали в качестве ведущего на съемках телевизионного конкурса "Большой балет" на телеканале "Россия – Культура". Вы приняли это решение без колебаний? Чем вас привлек этот проект?
И.К.: Когда я получил предложение пройти кастинг на соведущего в проекте "Большой балет", согласился без колебаний. Был уверен, что не пройду, но решил пробоваться, так как понимал, что это может помочь мне в дальнейшем. Я уже получал предложения записывать видеовизитки для различных сериальных форматов. И даже когда участвовал в кастингах как артист, я волновался, хотя это естественная для меня среда. А роль ведущего – это не совсем балетная история. Здесь необходимо быть органичным в кадре, уметь держаться естественно перед камерами. Поэтому, конечно же, я волновался и был приятно удивлен, когда выбрали мою кандидатуру. Сейчас жду с нетерпением премьеру нового сезона проекта на телеканале "Культура".
– Вы были партнером Светланы Захаровой в Мариинском театре, и вот новая встреча – в роли ведущих. Какие эмоции вы испытали?
И.К.: Со Светланой мы знакомы фактически с детства, если учесть, что впервые мы встретились в 1995 году в Петербурге на международном конкурсе Академии Русского балета имени Вагановой Vaganova-PRIX. Мы оба начинали свою сценическую деятельность в Мариинском театре. И даже когда Светлана перебралась в Москву, мы не потеряли нить общения. Наши пути пересекались и в образовательном центре "Сириус", где Светлана руководит Центром танца. И, конечно, новая встреча на площадке спустя долгие годы, тем более в ином формате, для меня была очень волнительной и трепетной.
– В 2022 году, выбирая между Большими театрами России и Белоруссии, вы решили вернуться в Минск, где впервые вышли на сцену и откуда четверть века назад уехали покорять Петербург. Что стало решающим аргументом?
И.К.: Когда возник вопрос дальнейшего развития в профессиональном плане, то два предложения одновременно – из Большого театра Беларуси и Большого театра России – меня немножко смутили. Мне потребовалось время и четкое понимание, для чего я это делаю. Прожив всю свою взрослую жизнь в Петербурге, я должен был решать, вернуться ли на родину, но уже в новом качестве, или пойти в Большой театр России – тоже в новом качестве. Это же диаметрально разные – по традициям, по репертуару – театры, где ты как чистый лист, на котором придется писать историю пути. Когда поступило предложение от художественного руководителя балетной труппы Большого театра России Махара Хасановича Вазиева, для меня этот вариант был бесспорным, потому что именно благодаря Вазиеву я сделал первые шаги на сцене Мариинского театра. Поэтому, когда я сам не смог принять решение, именно Махар Хасанович Вазиев направил меня в Минск. Из пяти лет, предложенных Большим театром Беларуси, я согласился на три в качестве главного балетмейстера. И сейчас служу в нем с большим интересом. Это даже не возвращение на родину, а скорее продолжение моего профессионального пути. Отрезок в три года мне необходим, чтобы проанализировать и понять, имеет ли смысл двигаться дальше и был я полезен в этом качестве театру.
– Среди участников проекта "Большой балет" есть артисты Большого театра Беларуси. Вы работали с ними, готовили их к конкурсу?
И.К.: Ребят готовил к конкурсу не только я, участников от Большого театра Беларуси готовили также народная артистка СССР Татьяна Михайловна Ершова, народный артист Республики Беларусь Антон Евгеньевич Кравченко. В этой связи мне было важно не только самому принимать участие в проекте, но также взять с собой ребят для того, чтобы была возможность рассказать о театре, помочь нашим педагогам, которые могли показать свою работу. И по стечению обстоятельств ребята показали на конкурсе фрагменты из спектакля "Иллюзии любви" – это моя первая большая работа в Большом театре Беларуси.
– Поделитесь, пожалуйста, вашими впечатлениями о проекте "Большой балет"? Вы чему-то научились на съемочной площадке? Узнали о себе что-то новое?
И.К.: На проекте "Большой балет" мне пришлось пройти несколько испытаний. Помимо того, что я впервые выступил в роли ведущего, на суд жюри и зрителей были представлены фрагменты моей хореографии. А это достаточно сложно – выкроить фрагмент без общей картины действия спектакля. Ну, и поскольку я не профессиональный ведущий, то во время съемок приобрел хороший опыт. Конечно, был четкий регламент подачи информации, но также – возможность импровизировать. Это позволит мне свободнее говорить со сцены в том числе, и не только в телевизионном формате.
– Как педагог и хореограф, а также опираясь на личный танцевальный опыт, какие тенденции в современном балетном искусстве вы наблюдаете? Какие темы выходят на первый план?
И.К.: Мне кажется, на сегодняшний день есть понимание: что бы ни происходило, всегда есть возможность для чего-то нового. И мы, пользуясь опытом предшественников, глядя на то, что происходит не только в наших странах – в Беларуси и России, – наблюдаем за тем, что происходит в мире, и видим новые варианты сценического воплощения идей. Мне на сегодняшний день наиболее интересен формат синтеза того, что уже было сделано, выверено и выведено на сцену. Это разные формы, воссоединенные в той или иной хореографической основе.
В последние годы хореографы в большей степени использовали тело танцовщика, но при этом немножко страдала художественная составляющая формы подачи идеи. Сегодня хотелось бы вернуться к теме не то чтобы драмбалета, а когда прекрасные физические возможности танцовщика используются сквозь призму сюжетной составляющей. А что касается актуальных тем, думаю, на сегодняшний день – впрочем, и не только на сегодняшний, а во все времена – наиболее актуальна тема любви.
– Изменилось ли что-то в обучении артистов? Чему им стоит уделять особенное внимание?
И.К.: В наше время возможность обучения есть у многих, этому способствуют не только учебные заведения, но и большое количество мастер-классов в разных городах. Это и школы, и специально организованные каникульные истории, когда можно поработать с разными хореографами и педагогами. Но хочется обратить внимание на то, что, обучая ребенка профессии, необходимо помнить о балансе и синтезе. Не все мы идем работать только в те театры, которые транслируют классическое наследие, поэтому хотелось бы, чтобы учебные заведения учитывали репертуарную политику театров, которая диктует универсальность. Современному танцовщику необходимо понимание универсальности. Классический балет – это база, она никуда не уйдет. Классическая техника – это критерий качества. Но возможность работать сразу в нескольких направлениях требует специальной подготовки. И этому должны обучать в балетных школах.
– Игорь Павлович, в чем секрет успешной карьеры и самореализации в этом виде искусства?
И.К.: Секрет в том, чтобы начинающий артист понимал, куда он идет, чего он хочет. И, конечно же, требуется невероятная трудоспособность, возможность реагировать сразу же на тот или иной запрос. А также разностороннее образование: театр, литература, кино, телевидение в том числе, музыка – это всё составляющие искусства танца.
– И последний вопрос: есть ли жизнь вне балета? Чему еще вы бы хотели себя посвятить, если появится свободное время?
И.К.: Жизнь вне балета, конечно, существует. Всю жизнь, имея возможность выплеснуть на сцену свои мысли и чувства, я занимался разными вещами, у меня есть разного рода хобби, в том числе реставрация мебели и рисование. Рисую я сейчас не так часто, но реставрация из моей жизни никуда не ушла, несмотря на занятость. Даже находясь в Минске, я покупаю старые вещи и их восстанавливаю. Бывает, даже по ночам. И получаю от этого большое удовольствие. Поэтому, когда у меня появится чуть больше свободного времени, мне будет чем себя занять. Потому что жизнь профессией не ограничивается.
Новый сезон проекта "Большой балет" стартует на телеканале "Россия – Культура" уже в эту субботу. Встречаемся у экранов 9 марта в 17:20. Тема первого выпуска – знакомство. Вы увидите па-де-де и сольные номера из балетов Чайковского, Минкуса, Жарра, Пуни, Римского-Корсакова, а также хореографическую миниатюру на музыку Рахманинова и фрагмент балета на музыку Шопена.