Центр "Зотов" подготовил выставку о строительстве нового мира в начале ХХ века
"Работать и жить" – название выставки в Центре "Зотов", где представлены осуществленные и нереализованные идеи архитекторов-конструктивистов. Их основной задачей было создание условий для рациональной организации труда и досуга. О проектах по улучшению жизни людей – Юлия Кундрюкова.
Хлебозавод №5, а теперь Центр "Зотов" – памятник конструктивизма. И здесь теперь активно изучают это архитектурное направление. Выставка "Работать и жить", по сути, результат исследований. Изначально архитекторы-новаторы в центр Вселенной ставили человека. Ему должно быть удобно, его счастье – на первом месте. "Было очень гуманистическое направление. Оно было направлено на вдумчивый анализ потребностей человека и на предложение новой концепции, жизненной в том числе концепции, которая сделала бы людей счастливее", – пояснила куратор выставки Полина Стрельцова.
Архитектор выступал не только как создатель форм. Он организатор жизни. Минимализм, встроенная мебель, оптимизация пространства. Сначала потребность, предназначение, а потом уже форма. Это конкурсный проект Дворца труда 23-го года, который выполнили братья Веснины. Он занял третье место. И хотя здание так и не построили, именно этот проект стал началом конструктивизма. "Во-первых, форма определяется функцией. Также это лаконичные формы без лишних прикрас. Подход к многофункциональности здания", – отметила куратор выставки Ирина Финская.
Детально продумывать помещения было делом чести. На плечи архитекторов ложилась задача благоустройства жизни нового рабочего класса – главного двигателя новой страны. Посчитать человека – такую задачу ставили перед собой архитекторы-конструктивисты. Сколько, например, может занимать места зритель в зрительном зале или как максимально удобно устроить операционную? Здесь Борис Смирнов детально просчитал процесс приема роженицы в роддоме. Эти разработки Бориса Смирнова – открытие, которое совершили исследователи в процессе подготовки к выставке. Об этих чертежах никто не знал.
Человек играл главную роль и для архитектора Ивана Леонидова. Его новаторский проект – здание Института библиотековедения на Воробьевых горах. Все отделы – библиотека, аудитории, планетарий – соединялись между собой продуманными коммуникациями. Связь с Москвой – на аэротрамваях, с аэродромом – подвесной дорогой, с миром – мощной радиостанцией. Эта архитектура так и осталась бумажной. Ближе к 30-м годам Леонидов подвергся жесткой критике. Но от своих идей не отказался. Его последний проект, который он готовил больше десяти лет, – "Город солнца". "Леонидов в этом проекте предлагал сделать "Город солнца" – целый город, посвященный гуманистическим поискам человечества. То есть собирались лучшие умы со всего мира: художники, ученые, писатели, поэты. Там никто не жил постоянно, но это было центром и сердцем мира, откуда бы распространялась культура и знания в масштабе планеты", – рассказала Полина Стрельцова.
Этот проект выходит за временные границы конструктивизма. В начале тридцатых это направление проиграло соцреализму. Человек из центра Вселенной превратился в винтик большого механизма. А "Город солнца" стал фантазией на тему того, куда мог бы прийти конструктивизм, если бы ему не мешали развиваться дальше.