12 марта 2024, 15:47 12 марта 2024, 16:47 12 марта 2024, 17:47 12 марта 2024, 18:47 12 марта 2024, 19:47 12 марта 2024, 20:47 12 марта 2024, 21:47 12 марта 2024, 22:47 12 марта 2024, 23:47 13 марта 2024, 00:47 13 марта 2024, 01:47

Пушкинский музей исследует картину "Христос и грешница"

  • Пушкинский музей исследует картину "Христос и грешница"
  • Картинка
    Пушкинский музей исследует картину "Христос и грешница"
  • Пушкинский музей исследует картину "Христос и грешница"
Последние 100 лет автором полотна считали итальянского художника Луку Джордано. Сейчас выдвинули новую версию.

К изучению картины "Христос и грешница" приступили сотрудники Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Последние 100 лет автором полотна считали итальянского художника Луку Джордано. Сейчас выдвинули новую версию. Исследование красочного слоя с использованием современных технологий поможет точно определить авторство. Репортаж Анны Шустер.

Под взглядами Давида и сотрудников музея имени Пушкина в Итальянском дворике раскрывают редкое полотно XVII века. Атрибуция работы могла бы стать сюжетом детектива. Неизвестно, когда картина "Христос и грешница" попала из Европы в дом дворянского рода Храповицких. Но в 1920 году ее передали в собрание Владимирского губернского музея. Несколько лет полотно значилось как работа неизвестного художника эпохи Позднего Возрождения. В 1924-м директор музея Алексей Иванов предположил, что автор – Лука Джордано, а спустя почти век, в 2021-м, исследователь Сергей Акимов выдвинул новую версию: автор картины – римлянин Антиведуто Грамматика. "Коллекция западно-европейского искусства у нас очень скромная, и, конечно, для нас это будет потрясающее событие, что в нашей коллекции будет итальянский художник XVII века", – поделилась художник реставратор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Ольга Миночкина.

Пока в российских музеях Грамматика представлен только одной картиной. Это "Мария Магдалина у гроба воскресшего Христа" из собрания Эрмитажа. Ярко освещенные профили, глубокие тени под подбородками. Светотеневое решение "Христоса и грешницы" подобно, картина написана на классический евангельский сюжет. "Это знаменитые слова, которые Христос произносит: "Кто безгрешен, пусть бросит камень в неё". Мы в нашем музее провели уже исследование картин этого круга из нашей коллекции, и в данном случае нам интересно провести работу с этой картиной", – рассказала главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина Виктория Маркова.

Фигуры с центральной части картины встречаются и на гравюре Йохана Элиаса Хайда "Блудница в храме" 1784 года, где указано, что это эстамп с картины Караваджио, он был знаком с Грамматикой и стал его вдохновителем. Однако сам Караваджио использовал яркий насыщенный колорит, а здесь преобладают коричнево-охристые цвета. Их предпочитал Грамматика. Это всё, что пока известно. Свет на атрибуцию картины может пролить изучение красочного слоя и химического состава пигментов. На стол к реставраторам шедевр не попадал с прошлого века. В последний раз картину реставрировали в 1997 году, сейчас ее состояние оценивают как удовлетворительное. После исследования картину планируют выставить в Музее имени Пушкина, затем она вернется во Владимиро-Суздальский заповедник.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация