Премьеру документального фильма "Тени Гойи" представили в Москве
В Москве прошла премьера документального фильма "Тени Гойи" – участника Каннского кинофестиваля. Настоящее название фильма с испанского переводится как "глаз, который слушает". Этот фильм – прежде всего попытка понять художественный взгляд Франциско Гойи, который в течение жизни изменился, как и характер его живописи. Юлия Кундрюкова посмотрела картину.
Этот документальный фильм необычен сразу по нескольким причинам. Автор, режиссер и оператор – Хосе Луис Лопес-Линарес. Он отказался от идеи рассказывать перипетии богатой биографии Гойи. А пригласил зрителя в путешествие – причем, в приятной компании. Проводник в художественный мир Гойи – французский сценарист, драматург и актер Жан-Клод Каррьер. Он отравляется в Испанию по местам, связанным с Гойей, в храмы, где есть его фрески, в музеи – чтобы вместе со зрителем попробовать понять художественный мир загадочного испанца.
Татьяна Пигарева, искусствовед, директор Института Сервантеса в Москве: "Это последнее путешествие в Испанию Жана-Клода Каррьера – потрясающего сценариста, который работал с Милошем Форманом, с Годаром, и с Бунюэлем. Л. Бунюэль всю жизнь мечтал сделать фильм о Гойе, но считал, что он получается слишком персональным. В результате он этого не сделал. Фактически Каррьер здесь выполняет роль и желание своего друга Бунюэля, делает этот фильм о Гойе, странствуя по Испании, обращая внимание на какие-то невероятно интересные детали".
Например, он оказывается в деревне Бельчите, в Арагоне – Гойа родился недалеко отсюда. Здесь сценарист прогуливается среди развалин – это урон, который нанесла гражданская война. Гойа не мог видеть эти руины, это произошло после его смерти. Но он видел, что такое революция, застал наполеоновские войны. И создал альбом "Бедствия войны" с гравюрами, которые внушают ужас и сегодня. Как будто отправил в вечность послание о том, каким разрушителем по своей сути может быть человек.
Также в фильме мы узнаем тайну необычных жестов рук, которые придумывал Гойа для некоторых героев своих портретов. Как известно, Франциско Гойа однажды потерял сознание, а очнулся совершенно глухим. И этот жест герцогини Альбы – не что иное как буква "Гэ" на языке жестов для глухонемых. Каррьер рассматривает в музеях и самые страшные картины художника. Он пробует разгадать символику, в поздних работах Гойи её очень много. Каждая последующая минута фильма как будто помогает понять – как и почему так кардинально изменилось творчество испанского художника. "Гойа для нас дает ад, землю и рай. Причем, начинает он именно как художник райский. С картонов, королевских гобеленов – позднее рококо. Умри он в 1793 году, когда он заболел непонятной болезнью, когда оглох – то, возможно, Гойи бы и не осталось в истории мирового искусства. После этой загадочной болезни ему как будто бы открывается совершенно новый пластический язык, новая иконография", – говорит Татьяна Пигарева.
Путешествие, за которым мы наблюдаем в фильме, стало для Жана-Клода Каррьера последним. Вскоре после съемок он умер, а эта картина стала важным высказыванием – произведения Гойи мы видим по сути его глазами.