21 марта 2024, 08:41 21 марта 2024, 09:41 21 марта 2024, 10:41 21 марта 2024, 11:41 21 марта 2024, 12:41 21 марта 2024, 13:41 21 марта 2024, 14:41 21 марта 2024, 15:41 21 марта 2024, 16:41 21 марта 2024, 17:41 21 марта 2024, 18:41

Работы архитектора Владимира Сомова показывают в Музее современного искусства

  • Работы архитектора Владимира Сомова показывают в Музее современного искусства
  • Картинка
    MMOMA рассказывает о творчестве архитектора Владимира Сомова
  • Работы архитектора Владимира Сомова показывают в Музее современного искусства
Звезда-факел неоднократно встречается в эскизах советского художника. В самом названии выставки "Синдром феникса" кроется символика пламени.

Архитектору Владимиру Сомову посвящена новая выставка Московского музея современного искусства. Экспозиция "Синдром феникса" рассказывает об одном из самых ярких советских модернистов. О мастере, недооцененном современниками, – Ксения Луженкова.

Художник строит "новую реальность", перманентно отражая достижения научного и культурного прогресса. Таков творческий пафос советского архитектора и художника Владимира Сомова. В эпоху оттепели появился запрос на обновление архитектурных форм. Сомов считал, что архитектура театра должна соответствовать времени, и сформулировал концепцию "тотального театра": чтобы добиться максимального сближения зрителей с артистами, нужно исключить архитектуру, спрятать объём в рельефе местности.

Проекты Сомова реализованы в двух городах России. По его эскизу построен Общественно-культурный центр в Благовещенске. А Новгородский театр драмы имени Достоевского замышлялся как "храм культуры": с ориентацией алтаря на восток, а входа на запад, как в местных церквях. "Несмотря на свою такую модернистскую пластику, здание точно органично связано с архитектурой древнерусской. На уровне каких-то принципов пластических: как устроены арки, криволинейные поверхности, то, как пропорции продуманы архитектором. Поэтому здание это укоренено в прошлом и смотрит в будущее", – отметил руководитель научного отдела Московского музея современного искусства Андрей Егоров.

Среди нереализованных архитектурных проектов – "Монумент памяти героев Международного коммунистического и рабочего движения". Конкурс проектов был объявили в 1976 году. Предполагалось воздвигнуть монумент недалеко от Кремля, на Болотной площади. Многогранник, заключённый в куб, символизирует пламя. Этот знак станет лейтмотивом в творчестве Владимира Сомова.

Пламенеющая звезда-факел неоднократно встречается в эскизах архитектора. В самом названии выставки кроется символика пламени. "Синдром феникса" одна из знаковых работ Владимира Сомова, вдохновленная средневековой миниатюрой XIII века. Эксперты предполагают, что на творческое мировоззрение художника повлияли западные философские концепции, которые в эпоху перестройки стали доступны советскому читателю, в частности, теория психоанализа. Лозунговая кричащая живопись – это таинство самопознания. "Пропорциональная самой личности форма выражения и масштаб. Он говорил: "Я люблю большие форматы". Удивительно перемешанные цвета ещё в еще докомпьютерную эпоху: не используется никакая компьютерная графика, а иногда сложные эффекты достигаются как в компьютерной графической программе", – рассказала куратор выставки, старший научный сотрудник Московского музея современного искусства Катерина Зайцева.

Среди эскизов и произведений живописи причудливой формой выделяется "Моё рождение, художника". Она выполнена на распиленных бортиках дивана, который художник обнаружил на улице. Эту и другие работы всего более пятидесяти Владимир Сомов передал в коллекцию Московского музея современного искусства в 2020 году.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация