"Русский регтайм" – премьера балета-дефиле в Театре эстрады
Дебютный фильм режиссёра Сергея Урсуляка, 30 лет назад, назывался "Русский регтайм". В начальных титрах там есть словарная справка, в которой сказано: "Регтайм — джазовая мелодия, появившаяся в начале XX века. Вызывает у американцев ностальгические чувства о том времени, в котором не было насилия, спида, инфляции и в котором они, увы, никогда не жили". Вообще, людям свойственно, даже в самые благополучные времена, мечтать о каком-то таком Золотом веке, в котором они никогда не жили. Наивные. Насилие, инфляция и много другого дурного, было всегда. Но часто воображение пересиливает чувство реальности, а уж искусство на нём построено. Исключительно воображением рождён спектакль под названием "Русский рэгтайм", он поставлен на сцене столичного Театра эстрады. Спектакль хореографический, хотя театральная компания "Арт-Партнёр", в которой создавался этот спектакль, танцами прежде не занималась, только драмой. Здесь драмы не много, но немного есть. Есть персонажи, значит есть отношения, а там, где отношения, там и драма.
В ритме русского регтайма. В этом балете-дефиле смоделирована картина альтернативной реальности. Утопическая мировая история, в которой никогда не было катаклизмов и потрясений. Еще одна версия идеального общества: о чем говорят люди, какую музыку слушают и какие носят костюмы. "Фантазия на темы моды и того, как она могла развиваться, если бы не было Первой мировой войны, если бы не было революции. Это фантазия конкретных людей, их размышления по поводу истории", – рассказал продюсер Леонид Роберман.
Для Незнакомки — героини, которую на сцене воплощает Анна Тихомирова дизайнер Алёна Ахмадуллина придумала белоснежный наряд. Нежный декор в кроваво-красных тонах перекликается с костюмом партнера. В петлице мужского пиджака вычурный красный цветок, деталь, раскрывающая характер героя — Игрок и Повеса. Дизайнер признается, одна из ее идей была сделать костюмы для балета "Русский регтайм" в стилистике R&B, но в итоге остановилась на другом варианте. "Мы, практически, не обращались к 20-30-м годам, а действовали в стилистике freestyle в соответствии с инструкциями. Плюс работали совместно с искусственным интеллектом", – поделилась дизайнер Алёна Ахмадуллина.
Регтайм — фанфара XX века, так поэтично называли этот "пред-джазовый" жанр. "Разорванное время" — синкопированный ритм в этом спектакле, как символ ушедшей эпохи, наполненной любовью, мечтами, надеждами. Русский регтайм — синтез жанров и направлений: от балета до уличных танцев. "Как такового регтайма нет, под этим жанром могут танцевать всё что угодно. Мы в этом смысле как раз раздвигаем рамки традиций", – говорит режиссёр, хореограф Егор Дружинин.
Эта история начинается воскресным утром в городском парке. Один день из жизни отдыхающих. Представители разных слоев общества. Отставной офицер, вспоминающий блеск военных парадов, барышни на выданье с гувернанткой, журналист из местной газеты, вдова, тоскующая по мужу. Новые знакомства, признания в любви. У каждого персонажа своя история. Незнакомка и Игрок – герои из разных миров – в "Русском регтайме" обретают друг друга, и вот уже пуанты Незнакомка меняет на танцевальные туфли. "У меня прекрасная классическая вариация, которую поставил хореограф Балаш Бараньи. Далее переодеваю туфельки и соло, дуэт с партнером мы делаем в современной пластике", – пояснила балерина Анна Тихомирова.
"Русский регтайм", по признанию авторов постановки, это воспоминание, которого у нас никогда не было.