"Расцветшая зима": о мультфильме Александра Бруньковского по новелле Тонино Гуэрры
Выдающий итальянский сценарист и художник Тонино Гуэрра в своей книге "Семь тетрадей жизни" рассказывал, что до 70 лет он преклонялся перед шедеврами, которые создало человечество. "У меня было много сил для обожания, вспоминал Гуэрра. Сейчас меня очаровывают только естественные вещи, только то, что создано природой. Дождь или снег — это всегда спектакль. И ты уже не зритель, не обожатель, ты — часть вселенной". Природа стала важным персонажем анимационного фильма под названием "Расцветшая зима", мультипликатора Александра Бруньковского. Он позволил себе дерзость выступить соавтором Тонино Гуэрры. На Фестивале анимационного кино в городе Суздаль этот мультфильм претендует на награду. На наш взгляд он её вполне достоин.
Расставание – шаг мудрого. Отпустить – значит дать раскрыться. Простые истины в нежно акварельных красках в мультфильме, снятом по новелле Тонино Гуэрры. Это – история художника. Оттого она и предстает перед зрителем как ожившая живопись. Рукотворная работа: кадр за кадром меняющиеся эмоции. "Мы поговорили с Тонино о личных переживаниях, личных опытах жизни, после этого он сказал мне: "ты знаешь, у меня есть новелла "Расцветшая зима". Посмотри, вдруг тебе будет интересно", – рассказывает режиссёр, сценарист Александр Бруньковский.
Изобразительный ряд, лишенный четких линий и очертаний, идеально подходит для повествования, в котором словно размыта грань отделяющая вымысел от правды, фантазию от реальности, явь от сновидений. Фильм – череда метаморфоз, сменяющих друг друга, драматургия, растворенная в живописной фантасмагории. "Там есть фантасмагория, есть главный герой – художник, есть необыкновенные итальянские миры, пейзажи, что очень важно. Это некий райский, горний мир, об этом мы говорили с Тонино, это мир идеальной жизни для семьи", – говорит Александр Бруньковский.
"Расцветшая зима" создана в особой, авторской технике Александра Бруньковского. Работая над фильмом, он использовал огромное количество разных слоев акварели. Затем вместе с художником-компоузером Елизаветой Бабаевой они собирали их в единое сложносочиненное многослойное произведение. Отсюда и этот эффект перетекания. "Изначально это акварель, пастель на бумаге. Это работа с уже доработанными сэмплами на планшете", – пояснил режиссер.
Кино как продолжение живописи, наверное, нет более яркого примера этого тезиса, известного студентам киновузов. Работа Александра Бруньковского ставит перед зрителем парадоксальный вопрос: это акварельный рисунок движется за сюжетной линией, или сюжет вырастает из акварельной картинки? "Надо не забывать, что это моя дебютная работа в этом направлении. Очень важно было сделать так, чтобы мне самому было интересно. Честно скажу, могу оценить скетчевую мультипликацию, понять как это было сделано, но меня это не задевает", – признался Александр Бруньковский.
Технология Александра Бруньковского ещё станет предметом исследования специалистов искусствоведов. Но сегодня важно, чтобы она, трудоемкая и затратная, расцвела: стала основой новой работы мастера.