Одну из первых лент Калатозова отреставрируют в Госфильмофонде
Фильм "Гвоздь в сапоге" – ранняя работа Михаила Калатозова, снятая им в 1932 году, стала одной из самых сложных в плане реставрации и в оцифровке, которую проводит Госфильмофонд России. С какими проблемами сталкивались специалисты и в чем ценность этого агитационного фильма, разбирался Станислав Анисимов.
История о том, как гвоздь в сапоге помешал красноармейцу передать важное донесение, а из-за этого погиб экипаж бронепоезда, отлично вписывается в советский агитационный канон "Бракоделы – вредители обороны!". Михаил Калатозов снял эту ленту в 1932 году на студии "Грузия-фильм". И почти сразу она попала "на полку". Сегодня эта картина стала частью программы Госфильмофонда по оцифровке ценных для истории кинофильмов. "Пленка живет долго, больше ста лет. Но у нас есть фильмы, которые уже подходят к этой отметке. Также на пленку воздействуют негативные следы времени. Она изнашивается, деградирует, умирает. Ее нужно спасать", – пояснил начальник цеха цифровой обработки, реставрации и хранения Госфильмофонда Кирилл Сыроватко.
Пленке с фильмом Калатозова "Гвоздь в сапоге" уже за 90 лет, поэтому сохранилась она очень плохо. Приходилось удалять плесень и восстанавливать вот такие дефекты. Кроме того, со временем она деформировалась, а значит кадры буквально потеряли свою композиционную структуру. Эта работа – одна из самых трудоемких для реставраторов. "Она может пузыриться по центру, гулять по краям, картинка получается абсолютно нестабильной. Стабилизацию приходится проводить чуть ли не по частям картинки", – рассказал начальник участка цифровой реставрации изображения и звука Госфильмофонда Ильдар Якубов.
Жанр агитпропфильма подразумевает схематичный сюжет, утилитарный смысл. У Калатозова была задача прорекламировать Промфинплан. Но свой план он явно перевыполнил. Сюжет лихо закручен. Оказывается, гибель экипажа бронепоезда не настоящая. Это были учения, после которых красноармеец предстает перед трибуналом, состоящим из членов этого самого экипажа. Но и на этом режиссер не остановился. Последним гвоздем его фильма был тот факт, что судьи и есть те обувщики, которые выпустили бракованные сапоги. Ситуация резко меняется. "Перед нами очень острый, экспрессивный монтаж, интересная ракурсная съемка, интересный дробный монтаж. Например, когда мы видим стрельбу из пулемета, которая сочетается с таким очищенным кадром", – отметил сотрудник научного отдела Госфильмофонда Сергей Огудов.
Неоднозначность сюжетных поворотов и смутила цензоров. Но совсем скоро у нас будет возможность увидеть работу Калатозова в хорошем цифровом качестве и узнать, как формировался изобразительный стиль режиссера.