Вся прифронтовая зона со стороны противника была обесточена
После пятничного группового удара "Кинжалами" этих мощностей, по всей видимости, осталось ещё меньше. Российским высокоточным оружием были поражены очередные энергетические объекты и ПВО Украины. В украинских соцсетях сообщалось, что в результате прилёта сильные проблемы с электричеством и подачей воды возникли в Одессе. Вероятной целью удара могла стать электроподстанция в посёлке Усатово, которая является ключевым узлом распределения энергии в регионе.
Последствиями удара 22 марта по ТЭЦ-5 в Харькове стало частичное обрушение машинного зала. Полностью была уничтожена вторая турбина. Первая и третья с высокой долей вероятности получили серьёзные повреждения. ТЭЦ прекратила выработку энергии.
Жители Харькова засняли момент прилёта ракет. После первого взрыва в квартирах домов начал мигать свет. Последующий взрыв окончательно погрузил город во тьму. Лучше всего оценить масштабы харьковского блэкаута можно из космоса.
Надо сказать, что и до последних массированных ударов город не сильно выделялся на фоне украинской мглы. К примеру, этот спутниковый снимок был сделан в начале года, 8 января. Контраст особенно сильно заметен на фоне соседнего Белгорода.
На этом ночном снимке блёклого Харькова 12 марта мало огней. Но, по крайней мере, хоть что-то светится.
Харьков 25 марта уже необходимо разглядывать с усилием, чтобы разглядеть в темноте и сквозь небольшую облачность примерные очертания города.
Однако, самым главным объектом последних ударов, пожалуй, стала Днепровская ГЭС в Запорожье. Это крупнейшая гидроэлектростанция, которая досталась Украине в наследство от Советского Союза. Представляет собой две независимые станции – ГЭС-1 и ГЭС-2, соединенные общей плотиной.
В этот раз ударам подвергся левобережный машинный зал ДнепроГЭС-2 и открытое распределительное устройство. Данная станция играет важную роль в системе энергетики Украины. В частности, выполняет функцию "пикового регулятора2. На неё приходилось более 10% общего производства маневровых мощностей.
Владимир Тетельмин, профессор РУДН, доктор технических наук, рассказал: "Это самая ценная электроэнергия! Потому что атомные станции, которых на Украине работает три, тепловые станции, которых неизвестно сколько еще осталось в работоспособном состоянии, способны работать в базовом режиме, а реагировать на быстро увеличивающиеся или быстро снижающиеся нагрузки они не в состоянии".
В "Укрэнерго" назвали мартовскую атаку на объекты энергетики самой масштабной за всё время. Сообщается, что повреждения получили все энергоблоки Бурштынской и Ладыжинской ТЭС. В системе потеряно почти два гигаватта доступной мощности. В регионах, где были прилёты, пропали свет, вода, мобильная связь и интернет.
Украинские энергетики утверждают, что ремонт поврежденных высоковольтных сетей и объектов генерации может занять два-два с половиной года. А что-то вообще восстановить не удастся.
Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, рассказал: "Ремонт полноценный, если бы он начался сейчас, если бы было доступно оборудование, то продлился бы месяцы. А в текущей обстановке, когда могут быть повторные удары, не факт, что они вообще решатся её восстанавливать сейчас. В любом случае на это могут уйти и годы".
Удары по инфраструктуре лишают киевский режим возможности полноценно вести боевые действия против России. Поскольку без энергии остаются оборонные предприятия, заводы, объекты военного управления и связи... Отметим также географическую особенность последних ракетных атак – удары наносились чётко вдоль линии боевого соприкосновения. Таким образом была обесточена вся прифронтовая зона со стороны украинских боевиков.