Мозаики Города юности уходят в историю: для чего закрывают символы Комсомольска
От большого панно на стене панельной девятиэтажки остался лишь фрагмент. Да и тот вскоре исчезнет под слоем утеплителя. Жильцы заявляют, что очень жалко закрывать мозаику на фасаде, но зимой стены промерзают и в квартирах холод.
Галина Ундорф, жительница г. Комсомольска-на-Амуре: "У нас доходила даже до +16, то есть, мы вызывали компанию, они к нам приходили, замеряли, меняли батареи, но как бы это все равно не спасало. Потому что всегда дуло, холодно было, с щелей дуло".
Не спасали даже ковры и мебель, установленная вдоль стен.
Алексей Стерха, представитель управляющей компании: "Потому что в случае установки мебели у них происходили проблемы в виде плесени, у них промерзание происходило".
Большинство собственников жилья приняло решение утеплить торцевой фасад дома. Технология не дешевая, поэтому работы ведутся за счет средств, накопленных в Фонде капремонта. Промерзание стен – это проблема многих панельных домах, которые построили в Комсомольске без учета северного климата.
В конце 1980-х годов Комсомольск-на-Амуре получил статус Всесоюзной ударной стройки. В городе возводили школы, детские сады, вырастали целые жилые микрорайоны и, как правило, фасады вот таких панельных домов украшали мозаикой.
Панно были посвящены значимым событиям: например, юбилею Комсомольска, московской Олимпиаде или отражали промышленный потенциал города. Это было "изюминкой" в однотипном панельном домостроении. Но, увы, исторической ценностью они не стали.
Николай Гребенюк, заведующий сектором государственной охраны объектов культурного наследия местного значения отдела культуры администрации г. Комсомольска-на-Амуре: "Поскольку нет статуса объектов культурного наследия панельных домов, работы по утеплению фасадов современными материалами могут производиться – это не нарушение действующего законодательства".
Под охраной государства находятся только мозаика на фасаде Доме молодежи, который открывал в 1967 году Юрий Гагарин, а также панно художника-монументалиста Николай Долбилкина на Дворце культуры судостроителей. За их состоянием следят, в отличие от многих картин на панельных домах. Они уже осыпаются, их закрывают панелями. Так что в скором времени эти изображения останутся лишь в памяти на фотографиях.