"Лечения нет": томские специалисты рассказали, как помочь детям с РАС
Ежегодно в начале апреля мировое сообщество вспоминает о проблемах аутизма. Аутизм – это расстройство развития, которое влияет на способность человека взаимодействовать с окружающим миром. О том, как отличить аутизм от других расстройств у детей, какие методы лечения существуют и что меняется в лечении этого заболевания в программе "Актуальный разговор" на Радио России "Томск" рассказали заведующая детским отделением Томской клинической психиатрической больницы Лариса Воронкова и психолог Ксения Побежимова. Полную версию разговора вы можете послушать в подкасте.
Аутизм – это расстройство развития, которое влияет на способность человека взаимодействовать с окружающим миром. Распространенность детского аутизма в настоящее время увеличилась. Всплеск этого заболевания начался в 2000-х годах. Специалисты отмечают, что это связано с изменениями диагностических критериев и массовым информированием в интернете.
"По статистике, у нас болеющих 68 человек на 10 тысяч населения или 0,1% от всей популяции детского населения", – рассказала клинический психиатр Лариса Воронкова.
О причинах этого расстройства мало известно, поскольку заболевание имеет много клинических форм. Среди них можно выделить органические формы, хромосомные. Они были диагностированы Лео Каннером в 1943 году и Гансом Аспергером чуть позже. Ученые во всем мире еще пока не представили доказательных причин этого расстройства.
"Первоначально проводится диагностика. За детьми мы наблюдаем, в условиях стационара смотрим различные деятельности, как они себя ведут, как они взаимодействуют с педагогами, с другими детьми. Проводятся беседы с родителями, проводится опрос, какие симптомы наблюдаются дома, в других средах, например, в какой-нибудь игровой комнате, как ребенок себя ведет, подходит ли он к сверстникам", – комментирует психолог Ксения Побежимова.
Специалист отмечает, что одним из признаком расстройства аутистического спектра является дезориентация ребенка в пространстве.
"У многих нарушена ориентация, они тяжело переходят из кабинета, например, в кабинет, потому что не могут запомнить, куда идти, им тяжело менять в принципе среду", – уточняет специалист.
Аутизм рассматривается как проблема с нескольких сторон, медико-биологическое направление и психолого-педагогическая коррекция, поэтому подход к терапии индивидуален. Очень многое зависит именно от выраженности аутистических расстройств и от клинической формы. По словам специалиста, терапия в большей части направлена на развитие познавательных функций у детей.
"Общей схемы лечения нет. И я хочу еще раз подчеркнуть, что именно с этой просьбой обращаются сами родители, когда они исчерпали уже весь свой потенциал какой-то лечебный, педагогический, и видят, что сохраняются проблемы, они приходят и сами просят уже подробно исследовать, обследовать своего ребенка и подобрать какую-то корректирующую терапию", – рассказали в эфире.
Недавно были выпущены новые рекомендации Минздрава для людей с РАС. В частности, в СМИ прошла информация, что в документе указана рекомендация давать галоперидол детям с двух лет, а поведенческую терапию назвали "бесполезной и вредной". Однако, томские врачи заявляют, что это цитата, выдернутая из общего контекста, и методические рекомендации не могут включать такой направленности.
"К терапии педагогической мы относимся только с положительной стороны. Мы очень приветствуем сейчас развитие родительских ассоциаций педагогической коррекции. В Томске существует очень много школ, различных учреждений где помогают детям, и мы этому радуемся, и мы понимаем, что с ребенком обязательно нужно работать. Много в городе открыто коррекционных садиков, очень активно развивается инклюзивное направление, как в дошкольном образовании, так и в школах. Стараются детей именно адаптировать в детскую среду, в детский коллектив с тем, чтобы ребенок набирал социальные навыки", – говорит заведующая детским отделением Томской клинической психиатрической больницы.
По статистике, ближе к двум годам родители начинают замечать особенности поведения ребенка. Младенец до года развивается без каких-то отклонений. Затем родители обращают внимание на своеобразие эмоционального контакта и игровую деятельность ребенка. Комплекс таких нарушений, которые заставляют родителей переживать, беспокоиться, выявляется к двухлетнему возрасту. В Томске существуют родительские ассоциации, в которые можно обратиться за поддержкой и советом.
"Мы поддерживаем таких родителей, они часто к нам приходят, рассказывают про свои наработки. Помогаем им, чем можем. Поэтому здесь создана уже такая среда и сообщество, где можно получить все виды помощи", – отмечает специалист.
Ранее к 18 годам ребенку с расстройством аутистического спектра меняли диагноз на более тяжелый, например, шизофрения. Сейчас Минздравом издан приказ, который позволяет не менять диагноз РАС, если нет осложнений и видоизменений клинических форм. Если ребенок имеет особенности, но он социально адаптирован, то диагноз оставляют прежним.
Врач подытожила, что самое главное – понять, что происходит с ребенком. А для этого необходимо вовремя и регулярно проходить осмотры у всех специалистов с младенчества.
"Обязательно нужно обратиться к специалистам, к неврологу. Затем, если все-таки врач обращает внимание на какие-то нежелательные формы поведения, с трехлетнего возраста уже ребенок наблюдается детским психиатром и рекомендуются комплексные программы для помощи ребенку", – сказала Лариса Воронкова.
Добавим, что расстройство аутистического спектра лечится комплексно. Ребенок также работает параллельно с логопедом, дефектологом, психологом.