5 апреля 2024, 16:00 5 апреля 2024, 17:00 5 апреля 2024, 18:00 5 апреля 2024, 19:00 5 апреля 2024, 20:00 5 апреля 2024, 21:00 5 апреля 2024, 22:00 5 апреля 2024, 23:00 6 апреля 2024, 00:00 6 апреля 2024, 01:00 6 апреля 2024, 02:00

В Музее Прокофьева открылась выставка "Коллажи Альфреда Шнитке"

  • Картинка
  • В Музее Прокофьева открылась выставка "Коллажи Альфреда Шнитке"
  • Картинка
    В Музее Прокофьева открылась выставка "Коллажи Альфреда Шнитке"
  • В Музее Прокофьева открылась выставка "Коллажи Альфреда Шнитке"
Она посвящена 90-летию со дня рождения композитора. Её название неслучайно. Шнитке активно использовал технику коллажа, насыщая свои сочинения различными музыкальными цитатами.

"Коллажи Альфреда Шнитке" – выставка к 90-летию со дня рождения композитора открылась в Музее Прокофьева. Её название неслучайно. Шнитке активно использовал технику коллажа, насыщая свои сочинения различными музыкальными цитатами. Как он это делал? – узнала Юлия Струкова.

Композитор-экспериментатор, часто пишущий в стол, и успешный ремесленник, блестящий стилизатор – как будто было два Шнитке. Пока на его академические произведения в СССР существовал негласный запрет, репетиции Первой симфонии проходили в присутствии милиции, Альфред Гарриевич много писал для театра, кино, мультипликации. "Музыка Шнитке, наверное, ни на что не похожа, она имеет ярко выраженный стиль композитора, музыка с большой философией, с рассуждением о мире", – отметил генеральный директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов.

Поначалу взялся за сочинения киномузыки, чтобы обеспечить семью. Это был хороший заработок. Сотрудничал с близкими по духу, творцами-авангардистами – Юрием Любимовым, Александром Миттой, Элемом Климовым. Много совместных работ с Андреем Хржановским – вот эскизы к мультфильмам. В знаменитой "Стеклянной гармонике" режиссер и композитор сочетают образы и музыку Средневековья, Возрождения, эпохи авангарда. Мультфильм отправляется на полку надолго. А прием полистилистики Шнитке применил и в своей Первой симфонии. "Там звучат эстрадные песни, твист, фокстрот, гавайская гитара, средневековая и барочная музыка, массовые песни, при этом Шнитке в своей музыке процитировал сочинения других композиторов. Мы слышим Пятую симфонию Бетховена, Первый фортепианный концерт Чайковского, вальс "Сказки венского леса" Штрауса, "Прощальную симфонию" Гайдна – всё это музыка Альфреда Шнитке", – рассказала научный сотрудник Музея С.С. Прокофьева Российского национального музея музыки Алиса Насибулина.

Элем Климов для фильма "Похождения зубного врача" просил стилизовать музыку под XVIII век. Шнитке задачу выполнил, но считал такую работу сомнительной, говорил, как будто живет на чужие проценты. "Он говорил, что влез в маску Баха в этой музыке. И когда исполнялась сюита композитор даже не выходил кланяться, не ставил на ней свое имя, он считал это стилизацией", – добавила Алиса Насибулина.

Его музыка – в шести десятках фильмов, иногда мы даже не догадываемся, где его почерк. И при этом – продолжал трудиться над операми, балетами, симфониями, концертами. Часто посвящал произведения тем, кто был ему симпатичен – Мстиславу Ростроповичу, Юрию Башмету. На многих партитурах – его рукой теплые пожелания. Карманную версию "Фауста" на немецком часто носил с собой. Добро и зло и в его музыке в вечном противостоянии.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация