10 апреля 2024, 12:26 10 апреля 2024, 13:26 10 апреля 2024, 14:26 10 апреля 2024, 15:26 10 апреля 2024, 16:26 10 апреля 2024, 17:26 10 апреля 2024, 18:26 10 апреля 2024, 19:26 10 апреля 2024, 20:26 10 апреля 2024, 21:26 10 апреля 2024, 22:26

Выставка "Всегда Зоя. Выставочный роман" в Центре Вознесенского

  • Выставка "Всегда Зоя. Выставочный роман" в Центре Вознесенского
Зоя Богуславская – писатель, драматург и муза поэта Андрея Вознесенского – отметит свой 100-й день рождения. К юбилею идейного вдохновителя Центра Вознесенского в пространстве музея на Большой Ордынке откроется масштабная экспозиция "Всегда Зоя. Выставочный роман", рассказывающая о большом творческом пути Зои Борисовны, ее жизни, проектах и путешествиях. "Всегда Зоя" – именно так подписывает каждое свое письмо героиня выставки.

О выставке

Экспозиция выстроена по годам жизни в обратном хронологическом порядке и показывает главные личные и рабочие сюжеты жизненного и творческого пути Зои Богуславской, частью которого стали смены нескольких эпох, дружба и сотрудничество с выдающимися людьми своего времени – Марком Шагалом, Аркадием Райкиным, Хулио Кортасаром, Леонидом Леоновым, Артуром Миллером, Юрием Любимовым, Владимиром Высоцким, Михаилом Барышниковым и многими другими.

Выставка начинается с блока, посвященного Центру Вознесенского, его появлению и наиболее важным проектам за шесть лет его существования. От идеи создания Центра до выбора места и здания – все было организовано силами Зои Борисовны и ее сына, Леонида Богуславского. Место для Центра было выбрано неслучайно – именно в Замоскворечье Андрей Вознесенский провел свое детство, а неподалеку, в Лаврушинском переулке, произошла его знаменательная встреча с Борисом Пастернаком. Здание, в котором находится Центр Вознесенского, является памятником архитектуры начала XIX века.

Выходя из части экспозиции о Центре, зритель начинает путешествие в обратном направлении времени. От последних лет и проектов Зои Богуславской посетители двигаются к ее браку с Вознесенским, международным поездкам, работе в Советском Союзе, юношеству и детству.

Важными сюжетами выставки, раскрывающими разностороннюю личность Зои Борисовны, являются блоки о ее работе, среди которых создание премии "Триумф", труд на "Мосфильме", служба медсестрой в военном передвижном госпитале во время Великой Отечественной войны, а также ее литературная деятельность: повести, пьесы и многое другое.

Отдельный сюжет выставки посвящен путешествиям и международным поездкам Богуславской и Вознесенского. Географическое пространство всегда имело большое значение для супругов – путешествия в Америку, встречи и дружба с семьей Кеннеди, преподавание и презентации в университетах – все это впоследствии повлияло не только на личные и дружеские связи, но и на культуру России и СССР.

Еще один блок экспозиции посвящен браку и отношениям Зои Богуславской и ее мужа, поэта Андрея Вознесенского. В нем представлены поэма "ОЗА" и другие произведения, созданные поэтом за 46 лет совместной жизни, истории из Переделкино и инсталляции, воспроизводящие любимый дом, где пара прожила долгие годы.

На минус первом этаже Центра расположен таймлайн – детализированная линия судьбы Зои Борисовны, дополненная архивными документами, фотографиями и инсталляциями.

В рамках выставки состоится большая публичная программа. Подробная информация и расписание событий будут доступны на сайте и в соцсетях Центра Вознесенского совсем скоро.

Алексей Трегубов, художник выставки: "Это наше совместное с архитектором Кириллом Носыревым поэтическое высказывание на тему ее воспоминаний про жизнь. И это довольно странная история – странность ее в том, что мы идем как бы по годам и событиям жизни Зои Борисовны и в то же время нет. Временная линия – лишь некий ориентир в пространстве для зрителя, которого здесь ждет путешествие скорее метафизическое".

О Зое Богуславской

Зоя Богуславская – советский и российский прозаик и эссеист, театральный и литературный критик. Автор культурных проектов в России и за рубежом. Заслуженный работник культуры Российской Федерации (2019), почетный член РАХ.

Зоя Богуславская родилась 16 апреля 1924 года в Москве. Выбор профессии определило детское увлечение театром и литературой: еще в школе Зоя начала писать тексты для драмкружков и литературных вечеров.

В 1948 году Зоя Богуславская окончила театроведческий факультет Государственного института театрального искусства им. Луначарского (ГИТИС), а затем аспирантуру Института истории искусства Академии наук СССР. После защиты диссертации она работала редактором в издательстве "Советский писатель", читала лекции в Московском высшем театральном училище, заведовала отделом литературы в комитете по Ленинским и Государственным премиям. Начав свой творческий путь как театральный критик и редактор кино, впоследствии Зоя Богуславская получила известность как писатель новой волны.

В конце 1950-х годов она приобрела известность статьями о театре и кино; в тот же период были опубликованы ее монографии о Леониде Леонове и Вере Пановой. В 1967 году Зоя Богуславская дебютировала в литературе с повестью "И завтра", опубликованной в журнале "Знамя", которая сразу же была переведена и издана во Франции. В начале 1970-х годов прозаические произведения Богуславской печатаются в журналах "Новый мир", "Знамя", "Юность". Большим читательским интересом пользовались ее книги "700 новыми", "Защита", "Наваждение", "Близкие". Перу писательницы принадлежат также две театрализованные "повести в диалогах" – "Контакт" (Театр имени Евг. Вахтангова) и "Обещание" (в процессе репетиции во МХАТе спектакль был запрещен).

Творчество Зои Богуславской неизменно вызывало острый интерес, вокруг ее книг развертывались дискуссии, многие из них в свое время запрещались цензурой. Основные произведения неоднократно переиздавались и переводились на французский, итальянский, английский, японский и многие другие языки мира.

Широко известен цикл эссе Зои Богуславской "Невымышленные рассказы" о встречах с самыми разными деятелями российской и зарубежной культуры – Марком Шагалом, Аркадием Райкиным, Хулио Кортасаром, Верой Пановой, Леонидом Леоновым, Михаилом Рощиным, Артуром Миллером, Юрием Любимовым, Владимиром Высоцким, Михаилом Барышниковым, Натали Саррот, Лайзой Минелли, Брижит Бардо и другими.

В 1964 году Зоя Борисовна вышла замуж за поэта Андрея Вознесенского. Их брак продлился 46 лет, вплоть до смерти Вознесенского 1 июня 2010 года. В память о нем Зоя Богуславская и ее сын Леонид учредили Фонд имени поэта Андрея Вознесенского и премию "Парабола", названную по одноименному стихотворению поэта, опубликованному в 1960 году.

В 1960-е годы Зоя Богуславская стала создателем Ассоциации женщин-писателей в России, затем Международной ассоциации женщин-писателей в Париже. Зоя Богуславская владеет английским, немецким и французским языками. Она неоднократно выступала в университетах и на форумах в США, Франции и Великобритании, участвовала в книжных ярмарках (Франция, Испания, Германия, Великобритания и др.). Работала приглашенным писателем в Колумбийском университете в Нью-Йорке.

В 1992 году по проекту Зои Борисовны Богуславской была учреждена первая в России независимая премия "Триумф" во всех видах искусства, в жюри которой вошли выдающиеся деятели культуры и одноименный фонд.

Зоя Богуславская, идейный вдохновитель Центра Вознесенского: "Считаю, что ум у меня вполне сохранился, особенно, когда что-то касается решений быстрых – "как вырулить" из какой-то сложности. Пока держусь крепко. Что будет дальше – мне неведомо. Жизнь моя всегда была веселая, нарядная и счастливая, мне всегда помогало чувство юмора. Многие меня спрашивают, что ты делаешь все время, раз одна дома живешь? Я отвечаю – думаю! И все делаю сама!".

Вход на выставку осуществляется по бесплатной регистрации.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация