Как при помощи кинотрюков снимать документальную хронику
Комбинированные съемки – распространенный прием для создания фильмов на космическую тему. А что если с помощью тех же кинотрюков снимали и документальную хронику? Как это могло быть реализовано, на примере американской миссии "Джемини-4" расскажет Станислав Анисимов.
Это документальные кадры, снятые в 65-м году. Астронавт Эд Уайт – первый американец, совершивший выход в открытый космос. Поставить под сомнение подлинность этой пленки предлагает кинооператор и изобретатель Леонид Коновалов. Специально для нашей программы в Госфильмофонде он воссоздал установку в масштабе 1 к 20, которая могла быть использована для съемок этой хроники. Задолго до полета человека в космос кинематографисты научились создавать иллюзию невесомости в павильоне.
Фильм 1951 года "Королевская свадьба". Секрет этого трюка в том, что камера жестко прикреплена к полу комнаты, а сама декорация вращается на 360 градусов. "Один из самых известных кадров фильма "Космическая одиссея" – это когда стюардесса идет по кругу и вверх ногами потом оборачивается – тоже снят во вращающейся декорации", – рассказал кинооператор, ведущий технолог Госфильмофонда России Леонид Коновалов.
Иллюзия того, что астронавт находится не на фоне декорации, а далеко от Земли, создается из-за использования сверхширокоугольного объектива. В отличие от Астера, которому приходилось активно двигаться, в данном случае актера попросили быть максимально статичным в кадре. Вращалась декорация с закрепленной камерой, и так получались разные ракурсы. "Установка поворачивается, но теперь он удаляется, и мы видим его с этой точки уже со стороны шлема. Камера поворачивается вместе с фоном, и создается ощущение, что астронавт вращается в невесомости", – пояснил Леонид Коновалов.
Проверим эту гипотезу, используя кинохронику: покрутим фон в клипе Уайта. Так становится заметно, что актер висит ногами вниз. Трос, на котором был закреплен астронавт, позволил снять динамичные кадры выхода из корабля. "Вот здесь наверху была лира, она поворачивалась, и он, выходя из капсулы, поворачивался вокруг своей оси", – показал Леонид Коновалов.
Сравните: кадры кинохроники – они слева, и ее реконструкции в установке для комбинированных съемок. Задача этого эксперимента не в том, чтобы развенчать очередной миф, а наглядно продемонстрировать, как облетевшие весь мир кадры исторического события, предвестника миссии "Аполлон", могли быть реализованы с помощью кинотрюков.